Государственная программа «Цифровой Казахстан»
Госпрограмма «Цифровой Казахстан» утверждена постановлением Правительства РК №827 от 12.12.2017
Цифровой Казахстан
Содержание:
1. Паспорт программы
2. Введение
2.1 Резюме
2.2 Глобальные тренды цифровизации и международный опыт
3. Анализ текущей ситуации
3.1 Цифровые преобразования в отраслях экономики
3.2 Цифровизация деятельности государственных органов
3.3 Развитие цифровой инфраструктуры
3.4 Развитие человеческого капитала
3.5 Инновационная экосистема
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
5.1 Цифровизация отраслей экономики
5.2 Переход на цифровое государство
5.3 Реализация цифрового Шелкового пути
5.4 Развитие человеческого капитала
5.5 Создание инновационной экосистемы
5.6 Система управления
6. Необходимые ресурсы
1. Паспорт программы
Наименование программы — Государственная программа «Цифровой Казахстан».
Основание для разработки — Послание Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31.01.2017.
Госорган, ответственный за разработку программы — министерство информации и коммуникаций РК
Госорганы и организации, ответственные за реализацию программы: центральные и местные исполнительные органы, госорганы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту РК, субъекты квазигосударственного сектора.
Цель программы — ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе
Задачи программы:
Цифровизация промышленности и электроэнергетики.
Цифровизация транспорта и логистики.
Цифровизация сельского хозяйства.
Развитие электронной торговли.
Развитие финансовых технологий и безналичных платежей.
Государство — гражданам.
Государство — бизнесу.
Цифровизация внутренней деятельности государственных органов.
«Умные» города.
Расширение покрытия сетей связи и ИКТ инфраструктуры.
Обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ.
Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании.
Повышение цифровой грамотности населения (подготовка, переподготовка).
Поддержка площадок инновационного развития.
Развитие технологического предпринимательства, стартап-культуры и НИОКР.
Привлечение «венчурного» финансирования.
Формирование спроса на инновации.
Сроки реализации: 2018–2022 годы
Целевые индикаторы:
Рост производительности труда по секции «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» в 2022 году — 38,9%.
Рост производительности труда по секции «Транспорт и складирование» в 2022 году — 21,2%.
Рост производительности труда по секции «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» в 2022 году — 45,1%.
Рост производительности труда по секции «Обрабатывающая промышленность» в 2022 году — 49,8%.
Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в 2022 году — 2,6%.
Рост созданных рабочих мест за счет цифровизации в 2022 году — 300 тыс. человек.
Доля госуслуг, полученных в электронном виде, от общего объема госуслуг в 2022 году — 80%.
Источники и объемы финансирования — на реализацию Программы до 2022 года будут направлены средства бюджета в размере 141 048 387 тыс. тг, в том числе:
2018 год — 21 544 099 тыс. тг;
2019 год — 33 153 045 тыс. тг;
2020 год — 59 865 614 тыс. тг;
2021 год — 26 485 629 тыс. тг,
а также средства из других источников финансирования, не запрещенных законодательством РК. Суммы будут уточняться в соответствии с бюджетом на соответствующий финансовый год.
2. Введение
2.1 Резюме
Целями государственной программы «Цифровой Казахстан» (далее – Программа) являются ускорение темпов развития экономики РК и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.
Достижение данной цели подразумевает движение по двум векторам развития:
«Цифровизация существующей экономики» — обеспечение прагматичного старта, состоящего из конкретных проектов в реальном секторе, запуск проектов по цифровизации и технологическому перевооружению существующих отраслей экономики, госструктур и развитие цифровой инфраструктуры.
«Создание цифровой индустрии будущего» — обеспечение долгосрочной устойчивости, запуск цифровой трансформации страны за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и, в целом, прогрессивного развития цифровой экосистемы.
Программа, которая будет реализована в период 2018–2022 годы, обеспечит дополнительный импульс для технологической модернизации флагманских отраслей страны и сформирует условия для масштабного и долгосрочного роста производительности труда.
Пять основных направлений реализации Программы:
«Цифровизация отраслей экономики» — направление преобразования традиционных отраслей экономики РК с использованием прорывных технологий и возможностей, которые повысят производительность труда и приведут к росту капитализации.
«Переход на цифровое государство» — направление преобразования функций государства как инфраструктуры предоставления услуг населению и бизнесу, предвосхищая его потребности.
«Реализация цифрового Шелкового пути» — направление развития высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных.
«Развитие человеческого капитала» — направление преобразований, охватывающее создание так называемого креативного общества для обеспечения перехода к новым реалиям — экономике знаний.
«Создание инновационной экосистемы» — направление создания условий для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и государством.
Государство выступит в роли катализатора экосистемы, способного генерировать, адаптировать и внедрять в производство инновации.
В рамках указанных пяти направлений сформированы 17 инициатив и более 100 мероприятий, возврат от реализации которых можно увидеть уже в ближайшие годы в явной форме, а также мероприятий, которые формируют основы формирования цифрового сектора как новой отрасли экономики будущего, основной результат от которых придется на следующие десятилетия.
Реализация Программы предполагает привлечение финансирования в объеме 141 млрд тг из средств республиканского бюджета. Также ожидается привлечение более 169 млрд тг средств субъектов квазигосударственного сектора.
Бенефициарами реализации Программы станут все население, бизнес и госорганы РК, так как она затрагивает все сферы жизнедеятельности и нацелена на повышение уровня жизни каждого жителя государства. Программа приведет к существенным сдвигам в структуре занятости — в частности, к 2022 году будет создано 300 тыс. рабочих мест за счет цифровизации.
Текущий средний уровень цифровизации экономики Казахстана сегодня — не барьер, а возможность совершить качественный рывок в развитии, который позволит стране выйти на передовые позиции на мировой арене. Для этого предполагается принятие комплекса мер и системной работы по пяти направлениям, описанным в данной Программе и в рамках мероприятий, приведенных в приложении к ней. Перечень мероприятий будет актуализироваться.
2.2 Глобальные тренды цифровизации и международный опыт
Сегодня Интернет-экономика растет с темпами до 25% в год в развивающихся странах, при этом ни один сектор экономики не может даже приблизиться к таким темпам. 90% всех глобальных данных были созданы всего за два последних года. Уже 35 млрд устройств подключены к интернету и осуществляют обмен данными — эта цифра в пять раз превышает общую численность населения мира. Но, вместе с этим Правительства и корпорации тратят почти полтриллиона долларов США ежегодно на противодействие новому, получившему широкое распространение явлению — кибератакам.
Усилия по цифровизации приводят к созданию нового общества, где активно развивается человеческий капитал — знания и навыки будущего воспитываются с самых юных лет, повышаются эффективность и скорость работы бизнеса за счёт автоматизации и других новых технологий, а диалог граждан со своими государствами становится простым и открытым. Цифровая революция происходит у нас на глазах.
Эти изменения вызваны внедрением за последние годы множества технологических инноваций, применяемых в разных отраслях. Кардинальным образом меняются способы производства и получения добавленной стоимости, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей.
Промышленный интернет вещей формирует будущее производственных отраслей, используя возможности гибкого и умного производства, обеспечивает революционный рост производительности. Искусственный интеллект внедряется, в том числе, в консервативных отраслях, таких как финансовые услуги и медицина. Технология 3D-печати уже сегодня способствует трансформации таких отраслей, как авиация, логистика, биомедицина и автомобильная промышленность. Блокчейн имеет все предпосылки совершить глобальную трансформацию денежной системы. Большие данные и повсеместная доступность связи являются одними из факторов, на основе которых строится «экономика совместного потребления», распространяющаяся в глобальных масштабах ускоренными темпами. Компании-лидеры сегмента «совместного потребления при отсутствии физических активов» по размерам капитализации превышают стоимость традиционных компаний с многомиллиардными физическими активами на балансе.
Эти перемены радикальны и происходят за считанные годы и даже месяцы, а не десятилетия, как раньше. Но это только начало, и миру еще предстоит пережить основную массу перемен. Темп изменений нарастает, но еще не поздно быть частью этих изменений.
Процесс цифровизации сегодня затрагивает практически все страны мира. В то же время, каждая страна сама определяет приоритеты цифрового развития. Более 15 стран мира реализуют на текущий момент национальные программы цифровизации.
Передовыми странами по цифровизации национальных экономик являются Китай, Сингапур, Новая Зеландия, Южная Корея и Дания. Китай в своей программе «интернет плюс» интегрирует цифровые индустрии с традиционными, Канада создает ИКТ-хаб в Торонто, Сингапур формирует «Умную экономику», драйвером которой становится ИКТ, Южная Корея в программе «Креативная экономика» ориентируется на развитие человеческого капитала, предпринимательство и распространение достижений ИКТ, а Дания фокусируется на цифровизации госсектора.
В этих странах государство играет ключевую роль в запуске и реализации программы, при этом успех зависит от вовлечения частных игроков — то, что называется «цифровая приватизация». Сегодня мы наблюдаем все больше примеров, когда государства осознанно подталкивают участников экономической системы к цифровому будущему. Государство объявляет своего рода «тендер» на закрытие тех или иных «неэффективностей», идентифицированных как приоритетные. Игроки представляют свои «биды», концепции пилотов и подходы к возможной реализации проектов. Государство квалифицирует предложения и выбирает победителя по итогам конкурса пилотных проектов. Победитель, как правило, не получает прямых государственных субсидий, но получает право реализовать свой проект «под ключ» (по тому или иному направлению, в той или иной отрасли, в том или ином регионе). Государство обеспечивает поддержку в области нормативной базы, синхронизацию и кооперацию с ключевыми стейкхолдерами (региональные власти и др.), а также создание стимулов для «цифровизируемых» отраслей. Также возможен выбор консорциума победителей, который позволяет снижать риски при реализации, в то же время, поддерживая конкуренцию между 2-3 игроками.
Наиболее ярким примером подхода цифровой приватизации является Сингапур. Так, в 2014 г. государство инициировало разработку концепции Smart Nation и пригласило бизнес и экспертное сообщество к сотрудничеству для ее уточнения и реализации.
Smart Nation — инициатива государства по повышению качества жизни посредством внедрения цифровизации в повседневную жизнь граждан. Государство сформировало исходный запрос на решение целого ряда задач, которые были определены как первостепенные для запуска основных инициатив в рамках Smart Nation. Так, одна из ключевых инициатив, определенных изначально, — развитие национальной сенсорной сети для построения «умного города». Под каждую из задач государство
организовывает тендер для выбора подрядчика на разработку технического решения. Участие в тендере открыто для всех участников, отвечающих требованиям брифинга: таким образом, государство обеспечивает фокус не только на крупный бизнес, но и на привлечение малого и среднего бизнеса. Примечательно, что в 2015–2016 гг. более половины контрактов были подписаны с малым и средним бизнесом.
Государство может обеспечить «цифровой скачок» в стране за счет ускоренного развития конкретных технологий. В таких случаях государство принимает на себя роль инвестора, определяющего ключевые, наиболее перспективные направления финансирования, исходя из оценки долгосрочного возврата на инвестиции, конкурентной позиции, трендов, а также вкладывается в фундаментальные условия успеха, такие как образование и переквалификация кадров.
В Южной Корее при активной позиции государства опорные компании начинают самостоятельно осуществлять инвестиции в прорывные цифровые технологии. Так, один из крупнейших телеком-операторов страны — SKT — обозначил намерения инвестировать в технологии искусственного интеллекта и «интернета вещей» более $4 млрд. Оператор отмечает необходимость партнерств в развитии новых технологий, а также планирует привлечение местных стартапов для разработки точечных решений.
Еще один глобальный тренд — «самоцифровизация государства», т.е. цифровизация операций государства и госкомпаний. Самоцифровизация — задача, которую необходимо реализовать любому государству, нацеленному на максимизацию создания стоимости в экономике, рост благосостояния, достойное место в рейтингах ведения бизнеса и уровня жизни.
У самоцифровизации на уровне страны существует два ключевых направления:
Цифровизация государственного управления: цифровой документооборот, принципы digital by default и digital first, пересмотр неэффективных процессов. В этой логике самоцифровизация охватывает весь спектр сервисов: внутреннее взаимодействие госструктур — G2G, взаимодействие с гражданами — G2C, взаимодействие с бизнесом G2B.
Цифровизация субъектов квазигосударственного сектора, что особенно актуально для таких стран, как Казахстан, где государство по-прежнему в той или иной форме отвечает за большинство рабочих мест в экономике, а значит и за рост производительности труда. Поскольку зачастую традиционные конкурентные рыночные механизмы для таких компаний не работают, разрабатываются и устанавливаются измеримые КПЭ, связанные с реализацией цифровой трансформации (внедрение технологий Индустрии 4.0 и соответствующее создание стоимости, % выручки от новых продуктов, обучение и переквалификация персонала).
Так, Дания активно инвестирует в цифровизацию госорганов. В настоящее время каждый гражданин и каждый бизнес имеют личный кабинет, с помощью которого происходит общение с госорганами в режиме реального времени. С 2015 г. все граждане обязаны общаться с госорганами только через интернет (в Дании 95% домохозяйств имеют доступ в интернет), каждый гражданин имеет цифровой паспорт (Digital ID), а все госорганы и муниципалитеты связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать со всеми ведомствами с помощью единого личного кабинета. Бизнес, кроме коммуникации, имеет возможность осуществлять все операции через интернет, получать выписки, оплачивать налоги и отправлять отчеты (в электронном виде отправка и получение документов занимает пять минут в сравнении с пятью днями при отправке в бумажном виде). Подобная система позволяет ежегодно экономить 10-20% бюджета.
Все эти изменения имеют долгосрочные экономические и социальные последствия. Такое явление, как «экономика совместного потребления», распространяющаяся в глобальных масштабах ускоренными темпами, оказывает не только прямое влияние на каждого потребителя, но и косвенное влияние на страну в целом. Она является решением для самозанятых граждан, мотивирует к ведению предпринимательской деятельности и способствует росту экономической активности. Данный тренд получит дальнейшее развитие по мере того, как новые активы и предметы потребления будут использоваться совместно в целях сокращения индивидуальных издержек.
Уже сегодня ясно, что структура и форма занятости будут существенно и стремительно меняться. Развитие технологий будет способствовать трансграничной удаленной занятости, которой не страшны миграционные барьеры.
3. Анализ текущей ситуации
Мировые экономические кризисы ставят новые вызовы и приводят к большему участию государства в экономике вследствие ориентированности государственной политики на обеспечение необходимой социальной защиты населения. Побочным следствием высокой активности государства становится неготовность населения и бизнеса к рискам и необходимости изменять свое поведение как экономических агентов в условиях современных вызовов. Тем не менее, происходящая перед нашими глазами цифровая революция приводит к тому, что Казахстану необходимо включить цифровизацию как госполитику в планы своего развития.
В ключевом мировом рейтинге развития ИКТ, рассчитываемом под эгидой ООН — ICT Development Index, — Казахстан в 2016 году занимал 52-ю строчку из 175-ти, не изменив своего положения с 2015 года. В результате реализации Программы и других стратегических направлений страна поднимется в рейтинге до 30-го места к 2022 году, 25-го места к 2025 году и до 15-го места к 2050 году.
Казахстан также является догоняющей страной и в рейтинге «E-Intensity» международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group с точки зрения текущего уровня цифровизации. Для преодоления догоняющего статуса в Программе требуется наличие революционных, прорывных мероприятий по всем направлениям цифровизации, стоящим на повестке стран мира.
Эти направления включают цифровую трансформацию традиционных отраслей экономики, развитие человеческого капитала, цифровизацию деятельности госорганов, развитие цифровой инфраструктуры, а также прорыв в области развития экосистемы предпринимательства в сфере цифровых технологий и, как следствие, изменение моделей производства и создания добавленной стоимости в реальном секторе экономики.
Вместе с этим Казахстан не начинает «с нуля». В 90-е годы стартовала госпрограмма по форсированному индустриально- инновационному развитию, инициирована программа международного образования «Болашак», в 2005 году начато формирование «электронного правительства». Также в Казахстане уже создан ряд элементов инновационной экосистемы, функционирует СЭЗ «ПИТ «Алатау», АОО «Назарбаев университет», запускается международный технопарк Astana Hub. ¾ взрослого населения нашей страны имеет базовый уровень цифровой грамотности, более ¾ — имеют доступ в интернет. Это значительная база, от которой мы можем отталкиваться в реализации Программы.
Одним из шагов к созданию условий для перехода к информационному обществу стала госпрограмма «Информационный Казахстан- 2020», утвержденная в 2013 году. В качестве фундамента для цифровой трансформации экономики страны данная программа способствовала развитию следующих факторов: перехода к информационному обществу, совершенствованию государственного управления, созданию институтов «открытого и мобильного правительства», росту доступности информационной инфраструктуры не только для корпоративных структур, но и для граждан страны. По результатам трех лет реализации госпрограммы «Информационный Казахстан-2020» уже исполнено 70% мероприятий, на 40% перевыполнены целевые индикаторы. Однако стремительное развитие ИТ в глобальных масштабах диктует свои правила и требует адекватной и своевременной реакции. Поэтому следующий шаг для Казахстана – вовремя инициировать процесс преобразования ключевых отраслей национальной экономики, образования, здравоохранения, а также сферы взаимодействия государства c обществом и бизнесом.
Глава государства в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года объявил о Третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация, отметил необходимость культивирования новых индустрий, создаваемых с применением цифровых технологий, и что «важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре. Развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям». В Общенациональном плане по реализации Послания Президента народу Казахстана от 31.01.2017 был определен критерий достижения целей реализации Третьей модернизации страны — Казахстан войдет в число 30 развитых государств мира к 2050 году. Для этого среднегодовые темпы роста экономики должны быть на уровне 4,5-5%.
Ключевыми драйверами в новой модели роста должны стать сектора экономики, которые способны обеспечить 70% роста ВВП, увеличение занятости населения, экспорта и привлечения инвестиций. В соответствии с этим утверждены приоритетные направления, находящиеся в авангарде Третьей модернизации. Остальные 30% роста предполагается обеспечивать социальными отраслями (здравоохранение, образование, занятость) и отраслью ИКТ в краткосрочной перспективе.
В пятом приоритете Третьей модернизации Президент страны обозначил актуальность борьбы с киберпреступностью, религиозным экстремизмом и терроризмом. В Послании Главы государства сделано поручение Правительству и Комитету национальной безопасности разработать концепцию «Киберщит Казахстана», целью которой является обеспечение информационной безопасности общества и государства в сфере информатизации и связи, а также защиты неприкосновенности частной жизни граждан при использовании ими информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Следовательно, есть готовность и все необходимые предпосылки для достижения амбициозной цели, поставленной в данной Программе, и реализации необходимых для ее достижения изменений.
3.1 Цифровые преобразования в отраслях экономики
Новая цифровая революция изменяет сегодняшние способы производства, цепочки поставок и цепочки создания добавленной стоимости. Индустрия 4.0, один из драйверов цифровой трансформации промышленности, представляет собой концепцию организации производства, где дополнительная ценность обеспечивается за счет интеграции физических объектов, процессов и цифровых технологий, при которой в режиме реального времени осуществляется мониторинг физических процессов, принимаются децентрализованные решения, а также происходит взаимодействие машин между собой и людьми. Сквозная цифровизация всех физических активов и их интеграция создают основу для перехода от массового производства к массовой индивидуализации, повышается гибкость производства, сокращается время освоения новой продукции, что позволяет реализовывать новые бизнес-модели и применять индивидуализированный подход работы с клиентами. Все это в значительной степени повышает эффективность и конкурентоспособность предприятий промышленности.
Добывающая, обрабатывающая промышленность и электроэнергетика
Недропользование на текущий момент составляет основу реального сектора экономики Казахстана. Однако до сих пор недостаточно развит сектор обрабатывающей промышленности высокого передела. Электроэнергетика обеспечивает потребности населения и производства, но требует перехода на более технологичный и ресурсосберегающий уровень.
Казахстан входит в число мировых лидеров по запасам минеральных ресурсов. Сырьевая база страны занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама, барита, второе — по урану, серебру, свинцу и хромитам, шестое — по золоту, двенадцатое — по нефти, и четырнадцатое место по запасам природного газа.
В 2015 году в целом из-за падения мировых цен на минеральные ресурсы произошло снижение объемов производства в горнодобывающей промышленности на 2,5%, сокращение добычи нефти на 1,7 %, угля и лигнита — на 7,2 %, железной руды — на 22%. В 2016 году падение объема производства горнодобывающей отрасли составило 2,7%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе нефтяной и горнодобывающий секторы сохраняют важное значение для функционирования казахстанской экономики. При этом производительность труда в недропользовании остается на невысоком уровне, как и технологическая оснащенность производства.
В горнодобывающей и обрабатывающей промышленности ключевым трендом является переход на новый технологический уровень в соответствии с концепцией Индустрии 4.0.
В настоящее время горнорудная промышленность Казахстана имеет недостаточную, по сравнению с мировыми лидерами, технологическую оснащенность, что в целом, приводит к невысокой производительности труда и конкурентоспособности.
Несмотря на то, что часть месторождений в стране оснащена современным оборудованием и развитыми сетями передачи данных (21%), существенная часть месторождений нуждается в модернизации. Так 56% месторождений характеризуется отсутствием сетей либо недостаточным их развитием, 23% месторождений требуют полной замены оборудования.
Среди наиболее значимых сдерживающих факторов развития цифровой составляющей добывающей промышленности являются ограниченность финансовых ресурсов, нехватка квалифицированных кадров, имеющих гибридную специализацию — как в отрасли, так и в ИТ, недостаточное понимание экономических выгод от внедрения цифровизации, а также ограничения инфраструктуры.
Обрабатывающая промышленность — отрасль экономики, развитие которой является одним из важнейших условий устойчивого развития Казахстана. Обрабатывающие отрасли формируют спрос на высокотехнологические услуги, создают инженерные компетенции и качественные рабочие места. При этом в части технологического развития более 80% предприятий обрабатывающей промышленности характеризуется невысокой степенью автоматизации и проникновением цифровых технологий. Так, к примеру, в нефтепереработке на текущий момент используются ежегодные плановые остановки НПЗ на ремонты, что свидетельствует о неоптимизированных процессах ремонта и обслуживания оборудования и соответственно влечет увеличение затрат в целом.
Основным мировым трендом в энергетике является внедрение различных Smart технологий с целью обеспечения эффективного информационного обмена между всеми элементами и участниками сети, защиты и самовосстановления от крупных сбоев, природных катаклизмов, внешних угроз.
Сфера охраны окружающей среды нуждается в оперативной, достоверной и полноценной информации. В связи с этим вопросы автоматизации имеют важное стратегическое значение, так как в дальнейшем результаты деятельности в области охраны окружающей среды будут складываться не только от состояния материальной базы, квалификации персонала, но и от достоверности и оперативности представления всей экологической информации.
Транспорт и логистика
Качественная транспортная и логистическая инфраструктура дает мощный толчок развитию экономики за счет повышения связности территории и снижения накладных расходов на доставку товаров до места назначения.
Для получения максимального эффекта от развития инфраструктуры сетей связи требуется параллельно развивать транспортную связность территории как за счет развития всех видов транспортного сообщения и удешевления его стоимости, так и за счет развития инфраструктуры пересылки и доставки грузов. В настоящее время Казахстан имеет высокоразвитую сеть железнодорожных путей, однако недостаточно развитую сеть автомобильных дорог и избыточно дорогостоящие авиаперевозки.
Развиваются мультимодальные трансконтинентальные перевозки грузов Европа–Азия, но и здесь есть большой потенциал роста. Есть небольшой объем морских и речных перевозок, в которых также есть нераскрытый потенциал роста.
Что касается примеров мирового опыта в решении проблем транспортной отрасли экономики, то в США для этой цели разработали первые стандарты по интеллектуальной транспортной системе в середине 90-х годов прошлого столетия.
В период с 2002 по 2012 годы в США была реализована программа национальной интеллектуальной транспортной системы. В Японии к созданию интеллектуальной транспортной системы приступили в первой половине 70-х годов прошлого столетия с научных исследований, которые в дальнейшем были оформлены в виде социально-ориентированной программы для повышения общенационального благосостояния. В Китае в 2007 году принята «Стратегия развития интеллектуальной транспортной системы Китая». Соответствующие задания на разработку и внедрение сервисов интеллектуальной транспортной системы отражаются в пятилетних планах развития экономики Китая.
Таким образом, для обеспечения дальнейшего роста транспортно- логистической отрасли требуется внедрение транспортной системы, которая бы содействовала увеличению транзитного потенциала путем управления транспортными средствами, усилению безопасности на транспорте путем оперативной обработки информации и выработки оптимальных и рациональных решений и управляющих воздействий.
Опыт зарубежных стран демонстрирует, что увеличения грузопотока можно достичь, в том числе за счет оптимизации бумажного документооборота, применяя международный стандарт «E-Freight», в процессе грузовых авиаперевозок, а также развития мультимодальных перевозок.
Проблемы отрасли лежат в нескольких измерениях и касаются внутреннего и внешнего контуров:
низкий контроль транзитных и импортных грузов;
отсутствие возможности мониторинга, анализа и прогнозирования всех видов перевозок для принятия решений;
слаборазвитая логистическая инфраструктура.
Вышеперечисленные проблемы приводят как к неиспользованию транзитного потенциала, так и созданию барьеров к развитию внутреннего производства.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство — одна из ключевых отраслей экономики Казахстана, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность, а также трудовой потенциал страны, особенно в сельской местности. По данным за 2016 год ВДС сельского, лесного и рыбного хозяйств составил 4,6% от ВВП страны, в отрасли занято 18% работающего населения страны.
Валовой выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства в 2016 году в целом по республике составил 3684,4 млрд тг, что выше уровня 2015 года на 5,4%. За 2016 год рост производства продукции растениеводства составил 7,5% и продукции животноводства — на 2,8%. Тем не менее, сельское хозяйство остается отраслью с нереализованным потенциалом роста.
Несмотря на положительную динамику валового выпуска сельского хозяйства, объем производства в целом отстает от темпов роста потребления и доходов населения, а сохранение производительности труда и конкурентоспособности продукции на низком уровне не позволяет нарастить выпуск, что обуславливает высокую долю импорта во внутреннем потреблении. Со вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию усилились и требования к повышению конкурентоспособности на внешних рынках.
Как показывает опыт развитых стран, таких как США, Канада, Австралия, цифровые технологии кардинально меняют эту традиционную отрасль. Современные геоинформационные системы и большие данные, получаемые из различных источников, включая IoT, способствуют получению высоких урожаев без истощения почвы, причем с рациональным использованием ресурсов. Промышленный интернет вещей позволяет создавать автоматизированные фермы с удаленным управлением.
Развитая система логистики и электронная торговля позволяют снизить себестоимость доставки сельхозпродукции до конечного потребителя даже небольшим фермерским хозяйствам с сохранением его качества. Это является важным фактором сохранения и развития производства экологически чистой продукции как с точки зрения сохранения здоровья нации, так и с точки зрения реализации экспортного потенциала.
На сегодняшний день в сельском хозяйстве РК доля сельхозпроизводителей, применяющих цифровые технологии, незначительна, что ограничивает рост производительности и сокращения расходов. Кроме того, сельскохозяйственные земли либо не используются по назначению, либо используются неэффективно, и это сложно контролировать вследствие большой территории, невысокой плотности населения и отсутствия необходимой инфраструктуры мониторинга состояния и использования земель с анализом и прогнозированием в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Рыбное хозяйство имеет большое значение в качестве источника доходов, базы для экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения экспорта рыбной продукции, других потенциальных возможностей и как возобновляемый источник биологического разнообразия. Неконтролируемый нелегальный вылов и теневой оборот рыбной продукции могут привести к исчезновению рыбных ресурсов и дефициту продовольственной продукции, возникает необходимость выявления теневого оборота рыбы.
Существует большой потенциал преобразований в сельском хозяйстве с помощью цифровых технологий, и в условиях полномасштабной программы цифровизации сельское хозяйство способно выйти на качественно новый уровень развития и стать драйвером экономики страны. Основными направлениями реализуемых мероприятий программы цифровизации сельского хозяйства являются повышение урожайности и производительности труда, сохранение продовольственной безопасности страны.
Электронная торговля
Торговля — важнейший драйвер экономического роста в Казахстане. Доля оптовой и розничной торговли; ремонт автомобилей и мотоциклов в ВВП Казахстана за 2016 год составил 16,8%, а ее вклад в ВВП в отдельные годы последних двух десятилетий составлял 2 процентных пункта. При этом доля электронной торговли сегодня составляет относительно малую часть розничного оборота — 1% в 2016 году.
В то же время, в развитых и развивающихся странах стремительно развивается электронная торговля, ее позитивное воздействие распространяется не только на сферу бизнеса, но и на качество жизни населения в стране в целом. В частности, благодаря электронной коммерции население получает доступ к большему количеству товаров по более низким ценам, к примеру, за счет вовлечения в международную торговлю. С точки зрения влияния на бизнес стоит отметить, что растущая популярность электронной коммерции приводит к увеличению числа людей, желающих открыть собственный бизнес в этой сфере.
Предполагается, что в ближайшие 10 лет привлекательность электронной торговли возрастет за счет ряда качественных изменений. Среди них — повышение эффективности доставки, в том числе за счет использования новых способов доставки, широкого использования клиентской аналитики, расширения ассортимента товаров и роста популярности мобильной коммерции.
В то же время, необходимо учитывать ряд барьеров для развития электронной торговли, присутствующих на всех этапах цепочки создания ценности.
Так, на этапе привлечения клиентов ограничивающим фактором является недостаточное продвижение электронной торговли и игроков, электронная торговля не рекламируется на телевидении и в наружной рекламе, что также не позволяет привлечь новых потребителей.
При организации доступа к электронной платформе происходят частые технические сбои ИТ-систем у игроков индустрии электронной торговли. При этом в качестве одной из наиболее распространенных проблем остается неспособность повсеместной адаптации систем для пользования ими с мобильных устройств.
Помимо этого, в Казахстане ощущается недостаток специалистов со специфическими компетенциями, необходимыми для развития индустрии, например, интернет-маркетологов и специалистов по контенту.
Комплектация, отгрузка и доставка товара осложняются недостаточным уровнем развития транспортной и логистической инфраструктуры, что становится причиной дорогой и долгой логистики.
Ко всем вышеперечисленным сложностям добавляются низкая культура потребления онлайн, низкий уровень информированности граждан, слабая доступность заемного финансирования для МСБ и неблагоприятная экономическая конъюнктура, обуславливающая высокую стоимость капитала.
Существуют также ключевые проблемы в области правового регулирования сферы электронной коммерции. К ним относятся сложные таможенные процедуры, ограничивающие экспорт компаний электронной торговли, отсутствие налоговых льгот, и других действенных стимулов со стороны государства, ограничения для развития иностранных компаний, в том числе кросс-граничной торговли и большой теневой оборот торговли.
Финансовый сектор
Финансовый сектор является важным элементом экономики, и от его состояния зависят скорость и качество протекающих изменений. В настоящее время неотъемлемой частью финансового сектора стали электронные платежи и электронная торговля. Финансовая отрасль традиционно выступает лидером во внедрении и применении инновационных технологий и цифровых сервисов для взаимодействия с клиентами. Практически все банки предоставляют услуги посредством дистанционных каналов. 70% банков оказывают сервисы физическим лицам посредством интернет и мобильного банкинга, 55% банков предоставляют свои услуги на базе мобильных приложений. Объем платежей физических лиц с использованием интернет и мобильного банкинга в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился в 2,6 раза. Для инвесторов был упрощен порядок оказания электронных услуг брокерами, включая проведение торговых операций на основании электронной цифровой подписи клиента и оказание электронных услуг через личный кабинет. Это упростило доступ на рынок региональных инвесторов и позволило инвесторам осуществлять торговлю финансовыми инструментами на казахстанском фондовом рынке из любой точки мира.
Препятствиями к дальнейшей цифровизации финансовых отношений являются отсутствие эффективного регулирования, унифицированных стандартов электронного взаимодействия финансового сектора с государственными информационными системами и базами данных, универсального механизма удаленной идентификации клиентов, а также недостаточный уровень финансовой грамотности населения.
Важным элементом является вовлечение населения в формальную финансовую систему. Для повышения доступности финансовых, в частности, платежных услуг развиваются внебанковские экосистемы — системы электронных денег, операторами мобильной связи внедряются решения по оплате товаров и услуг с абонентского счета. При этом данные решения ограничены экосистемой поставщика услуг, что ограничивает массовое применение населением. Примером наибольшего развития мобильных платежей являются Швеция и Кения, несмотря на разницу в подходах — банковские и небанковские платформы.
Опыт таких стран как Великобритания, Швеция, Австрия, Сингапур, Корея, Австралия демонстрирует, что создание технологических платформ для обеспечения межинституциональной удаленной идентификации населения, внедрение открытых платформ в финансовом секторе, построение интегрированной цифровой среды взаимодействия и коммуникаций между финансовыми институтами, клиентами и госорганами позволяют качественно улучшить уровень сервисов в финансовом секторе. Все это соответствует глобальному тренду цифровизации, трансформирует отрасль и создает предпосылки для обеспечения повсеместного получения финансовых и других услуг.
Современные технологические тренды кардинально изменяют парадигму оказания финансовых услуг — рождаются новые сферы и направления, бизнес- модели, снижается стоимость финансовых услуг, а также нивелируются риски, присущие отрасли.
Развитие ИКТ-отрасли
В структуре ИТ-рынка следует выделить три крупных сегмента: оборудование, лицензионное программное обеспечение и услуги в сфере ИТ.
По данным агентства IDC объем ИТ-рынка РК в 2015 году составил $1687 млн против $2 млрд в 2014 году. Доля сегмента оборудования оценивается в 81,2% или $1369 млн, доля лицензионного программного обеспечения в 7,5% или $126,8 млн, доля ИТ-услуг в 11,3% или $190,5 млн.
За 2016 год объем ИТ-рынка страны составил $1307,4 млн. Доля оборудования составила 84,3% или $1101,8 млн, доля лицензионного программного обеспечения 4,7% или $62,1 млн, доля ИТ-услуг 11,0% или $143,5 млн. Для сравнения в таких странах как Англия и Франция доля ИТ-услуг в 2016 году составила 46,5% и 43,7% соответственно. В восточно-европейских странах, например, в Польше и Чехии доля услуг в общем объеме ИТ-рынка составила 32,6% и 34,9% соответственно. В России доля ИТ-услуг составила 23,8%. В то же время объем местного содержания, входящий в валовую добавленную стоимость страны, весьма незначителен, в основном образуется за счет ИТ-услуг и по экспертным оценкам не превышает 30% от доли ИТ-услуг.
Эти данные показывают на низкую эффективность инвестиций в ИТ, низкий уровень кибербезопасности и необходимость принятия мер по продвижению местного содержания.
По данным ОЮЛ «Казахстанская ассоциация IT-компаний» на 2016 год в стране зарегистрированы 2560 компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий. Эти компании осуществляют разные виды деятельности, и из них 770 компаний занимаются разработкой программного обеспечения. Среди этих компаний имеются ИТ-компании, обеспечивающие высокую долю местного содержания (до 100%) в реализуемых ими ИТ-проектах.
Мировой опыт показывает, что создание условий для развития ИТ-компаний и формирование полного цикла поддержки стартапов обеспечиваются технопарками.
Однако действующие в стране технопарки не получили должного развития, в том числе по причине низкой эффективности работы в сегменте информационных технологий, созданных институтов развития. Институт венчурного финансирования в Казахстане также не получил должного развития.
Необходимо отметить, что условиями технологического развития, обеспечения кибербезопасности страны являются полноценная поддержка действующих отечественных ИТ-компаний, работающих на рост добавленной стоимости в секторе информационных технологий, и ориентир на работу с доверенным программным обеспечением. Одновременно, условиями развития являются формирование и развитие стартап-направления с привлечением на взаимовыгодных условиях технологических предпринимателей со всего мира.
3.2 Цифровизация деятельности государственных органов
Данной программой поставлены амбициозные цели по цифровизации деятельности госорганов. Для реализации этих целей будет создана инфраструктура поддержки в виде адаптированного законодательства, мер поддержки бизнеса, образования и науки, упрощения процедур ведения бизнеса, сокращения транзакционных издержек при взаимодействии с государством. Более того, государство будет предвосхищать потребности своих граждан в получении услуг, максимально высвобождая время для производительного труда и стимулирования экономически активного поведения.
Электронное правительство
На предыдущем этапе информатизации государство создало Электронное правительство в виде базовой инфраструктуры и информационных систем государственных органов, прямо или косвенно задействованных в оказании государственных услуг.
На июль 2017 года в электронную форму переведено более 740 услуг и сервисов, реализованы 83 мобильные услуги. В 2015 году объем оказанных госуслуг в электронной форме на веб-портале составил более 36 млн, в 2016 году — около 40 млн. На сентябрь 2017 года количество зарегистрированных уникальных пользователей достигло более 6,6 млн человек.
По состоянию на октябрь 2017 года в стране функционирует 349 центров обслуживания населения. В 2013 году на базе колл-центра «Электронного правительства» был создан Единый контакт-центр с бесплатным номером телефона 1414. В Единый контакт-центр ежедневно поступает не менее 14 тыс. обращений от граждан, с прогнозируемым ростом в среднем на 15% от общего количества обращений ежегодно. Это создает большую нагрузку на операторов, приводит к проблемам с дозвоном и снижает качество услуг. Большое количество звонков содержит однотипные обращения, их можно было бы перевести в режим автоматической обработки или самообслуживания.
На веб-портале электронного правительства создана площадка Открытого правительства. По состоянию на октябрь 2017 года на портале «открытых данных» размещены 2376 наборов данных, обсуждены 17 132 проекта нормативных правовых актов и концепций законопроектов, опубликованы 14 928 бюджетных документов.
Несмотря на достигнутые результаты, остаются актуальными проблемы, связанные с недостаточным уровнем открытости, клиентоориентированности и проактивности. Так, например, госорганы неохотно раскрывают информацию, которая может быть использована для создания добавочной стоимости в виде актуальных и востребованных открытых данных.
Профильная деятельность госорганов автоматизируется — однако, до сих пор есть сферы деятельности, недостаточно охваченные информатизацией. Появление новых технологий дает возможность предоставлять услуги более высокого качества, чем те, которые реализованы на текущий момент. Например, использование технологий больших данных может привести к принципиально новому подходу к анализу потребностей населения, и, как следствие, повышению качества обслуживания.
Непременными условиями вхождения Казахстана в топ-30 развитых стран мира являются не только рост ВВП до уровня развитых стран, но и преодоление разрыва в социально-экономическом развитии, в частности, достижение прогресса в улучшении показателей системы здравоохранения, и, соответственно, поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни населения.
Цифровые технологии в здравоохранении могут помочь решить основные блоки проблем: доступность и качество медицинской помощи, а также вопросы профилактики заболеваний.
Здравоохранение напрямую влияет на длительность и качество жизни населения страны, включая сохранение возраста трудоспособности и экономической активности. Цифровизация здравоохранения позволяет снизить количество медицинских ошибок, повысить качество и скорость обслуживания, а также качество принятия управленческих решений.
В настоящее время государственные проекты, реализуемые в развитых странах, ориентированы на формирование целостной архитектуры национального уровня, обеспечивающей сбор, обработку и обмен данными о здоровье граждан и системе здравоохранения. Основные цели — получение единой информационной среды с возможностью мониторинга здоровья каждого человека, повышения эффективности системы здравоохранения в целом, повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение количества медицинских ошибок, построения системы, в центре которой находятся пациент и информация о его здоровье.
В 2004 году в Казахстане была создана Национальная телемедицинская сеть. К концу 2016 года она объединила 204 объекта здравоохранения, с ее помощью сотрудники медицинских организаций районного уровня (144 районных и городских больниц) могут получить консультации коллег из областных и республиканских больниц и центров. За 2016 год проведено 28 060 телемедицинских консультаций, наиболее востребованы консультации по кардиологии — 4674 сеансов, пульмонологии — 3666 сеансов, неврологии — 2720 сеансов. Всего за период с 2004 по 2016 годы пациенты медицинских организаций получили более 133 тыс. телемедицинских консультаций.
Однако система здравоохранения все еще имеет достаточно большие сферы, неохваченные цифровизацией и не использующие современные возможности увеличения эффективности.
Также существуют проблемы в нормотворческом процессе, в том числе отсутствует единое информационное пространство; недостаточная прозрачность и разрыв связи между мониторингом и процессом нормотворчества, где ведение правового мониторинга осуществляется вручную; отсутствуют инструменты для проведения анализа перед разработкой НПА, в связи с чем существует необходимость дальнейшего совершенствования информационных систем, которые будут прозрачными и работать в едином информационном пространстве.
«Умные» города
Современный мир предъявляет высокие требования к городской инфраструктуре. В крупных городах существуют проблемы транспортной логистики, технической и социальной городской инфраструктуры, качества городской среды, эффективности управления развитием города, развития городского общественного, делового и жилого пространства с учетом увеличивающегося населения города.
С 2012 года в Астане реализуется проект «Система комплексного обеспечения жизнедеятельности», в рамках которого функционируют сегменты развития систем видеонаблюдения, внедрения фото-видео фиксации нарушений, создания центра обработки данных, центра оперативного управления и интеллектуального контакт-центра. Реализуются инициативы по направлениям «Smart школа» (подключены 19 школ из 88), «Smart уличное освещение», «Smart поликлиника» (подключены 2 поликлиники из 10). В городе Алматы внедрена система фото-видеофиксации нарушений, а в 2015 году запущена система электронного билетирования в общественном транспорте — «Оңай».
3.3 Развитие цифровой инфраструктуры
Информационно-коммуникационная инфраструктура
Сегодня информационно-телекоммуникационная инфраструктура становится важнейшим элементом экономического развития. Без современной доступной телекоммуникационной инфраструктуры невозможно закрепление Казахстана в мировом экономическом и информационном пространстве. Доступность ИКТ является фундаментом для построения цифровой экономики. Основной составляющей развитой ИКТ инфраструктуры является широкополосный доступ в Интернет. Широкополосный доступ обеспечивается проводными технологиями, такие как FTTх, ADSL и беспроводными технологиями 3G, 4G и спутниковой связью. Для обеспечения населения и бизнеса широкополосным доступом к сети интернет в городах и областях РК создана телекоммуникационная инфраструктура; однако на сегодняшний день она не удовлетворяет потребностям сельских жителей.
В целях снижения цифрового неравенства необходимо более качественно и всеохватно обеспечить сетями широкополосного доступа сельские населенные пункты.
Правительства многих стран мира рассматривают широкополосный доступ в интернет как ключевой элемент своих программ развития. Европейский союз реализует инициативу «Цифровая повестка дня», входящую в стратегию «EU 2020», где инфраструктура высокоскоростного доступа в интернет обозначена как основа современной экономики Европейского Союза. США финансирует из федерального бюджета проекты по расширению доступа сельского населения к оптоволоконной инфраструктуре. Канада в стратегии «Цифровая Канада 150» — инвестирует в расширение услуг высокоскоростного интернета для 280 тыс. домохозяйств в сельских и отдаленных населенных пунктах.
По информации Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2014 году доля пользователей сети интернет (включая мобильный) в возрасте 6-74 лет составляет 63,9%, за 2015 год — 72,9%, за 2016 год — 76,8%. Покрытие сетями 4G в 2015 году составило 65,5% населения, в 2016 году — 69%.
В сельской местности наблюдается «цифровой разрыв» — отставание в развитии сети передач данных. Плотность городских пользователей сети интернет по итогам 2014 года составила 72,6%, в сельских населенных пунктах — 52,7%; в 2015 году — 76,4% и 68,3%; в 2016 году — 81,3% и 70,9% соответственно.
Преодоление информационного неравенства регионов осложняется размерами страны, наличием более 6600 сельских населенных пунктов, часть которых расположена в удаленных и труднодоступных местностях. В мировом опыте эта проблема решается развитием спутниковой связи и вещания, которые предоставляют:
возможность равноправного доступа населения страны к информации, в том числе к госуслугам, информационным ресурсам отечественного телевещания;
опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства.
Запущены космические системы связи KazSat-2 и KazSat-3 с общей пропускной способностью 2160 МГц. 16 операторов связи через 7000 земных станций предоставляют услуги спутниковой и сотовой связи. По данным национальной сети спутникового телерадиовещания OTAU TV по итогам 2015 года общее количество абонентов цифрового телерадиовещания превысило один миллион. По состоянию на июль 2017 года внедрено 356 радиотелевизионных станций, обеспечивающих 77% населения страны цифровым наземным телевещанием.
В 2019 году на Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-19) МСЭ ожидается принятие стандартов нового поколения мобильной связи 5G. В зависимости от принятых стандартов МСЭ уполномоченным органом будет проводиться соответствующая работа по внедрению технологий 5G на территории РК.
Обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ
Включение Казахстана в мировую систему информатики и телекоммуникаций уже повлекло многократное увеличение объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры в государственном управлении, бизнесе, системах управления промышленными объектами, расширило сферы оказания услуг ИКТ операторами, обрабатывающими персональные данные граждан.
В последние годы происходит резкий рост угроз информационной безопасности, направленных как на государственные информационные системы, так и на банковский и промышленный сектора. По данным аналитического отчета «Global Data Protection Index» компании EMC объемы потерянных данных по всему миру с 2012 года выросли на 400%. Общий объем потерянных данных составил в среднем 2,36 терабайт. Внеплановые простои и потери данных обходятся организациям по всему миру ежегодно более чем в $1,45 млрд. Согласно Глобальному индексу кибербезопасности Международного союза электросвязи в 2017 году Казахстан занял 83-е место из 193 стран, то есть находится на низком уровне рейтинга. Данный индекс учитывает уровень развития правовой среды, технические предпосылки, организационные меры, развитие компетенций и кооперацию внутри и вне страны.
Одновременно с развитием сетей широкополосного доступа, преобразованиями в информационно-коммуникационной инфраструктуре, переводом бизнес-процессов хозяйствующих субъектов в «онлайн» среду и автоматизацией технологических процессов в промышленности, энергетике, банковской деятельности и сфере ИКТ-услуг необходимо одновременно проводить продуманную и последовательную политику обеспечения безопасности информационного пространства и инфраструктуры связи.
Основные проблемы и угрозы безопасности в сфере использования ИКТ, влияющие на эффективность процессов цифровизации экономики Казахстана, меры по их преодолению нашли отражение в Концепции кибербезопасности «Киберщит Казахстана» и предусматривают использование доверенных технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, доступности информации и аутентификации пользователей при ее обработке.
Эффективная реализация мероприятий по цифровизации экономики РК будет обеспечена только при обеспечении единства, устойчивости и безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, сохранности данных и доверии граждан к процессам, в основе которых лежат решения, основанные на использовании ИКТ.
3.4 Развитие человеческого капитала
Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. При этом в настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2%, и необходим его рост в ближайшие годы. На текущий момент министерство образования и науки РК уже внедряет ряд инициатив:
в 3-4 классах внедрен предмет «Информационно-коммуникационные технологии», формирующий общие базовые знания работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования в учебе и повседневной жизни;
функционируют 372 кружка по робототехнике, обучающих общим основам программирования в рамках робототехники.
Вместе с тем, принимая во внимание новые требования к молодому поколению, назревает необходимость в пересмотре содержания среднего образования через развитие креативного мышления и технических навыков.
В техническом и профессиональном, высшем, послевузовском образовании по данным министерства образования и науки РК:
на базе трех специальностей внедрен предмет «Информационно- коммуникационные технологии», формирующий у студентов базовые знания использования ИКТ на практике в рамках выбранной профессии;
разрабатываются профессиональные стандарты, которые станут основной базой для образовательных программ технического и профессионального, высшего, послевузовского образования.
Также на сегодняшний день за период 2014–2016 годов на подготовку специалистов по специальностям ИКТ было выделено 14,5 тыс. образовательных грантов, а выпуск за этот же период составил 94 тыс. человек.
При этом на сегодняшний день в экономике страны наблюдается дефицит в специалистах по специальностям ИКТ, имеющих профессиональные знания, умения и навыки в выбранной профессии.
Цифровизация значительно опережает существующую систему требований производства к составу профессий, занятых на рынке труда. Отсутствие оперативной связи между рынком труда и системой образования может привести одновременно к подготовке уже не востребованных кадров и высвобождению кадров по «умирающим» профессиям. Необходимо полностью пересмотреть содержание всех уровней образования через развитие цифровых навыков всех специалистов.
3.5 Инновационная экосистема
Реальность сегодня представляет собой бесконечный водоворот перемен, причем они происходят настолько стремительно, что очень важно вовремя приспособиться к новым условиям. Успех в долгосрочной перспективе возможен лишь тогда, когда происходят фундаментальные изменения в самой системе, заставляющие эту систему прогрессировать. Именно к таким истинным двигателям прогресса (наряду с человеческим капиталом) относятся стартапы — инструмент обновления и развития, причем не столько экономики в ее физическом измерении (рост ВВП), сколько трансформации общественного сознания, зарождения новой культуры технического предпринимательства.
Для создания такой культуры появится прослойка технологических предпринимателей. Важно понимать, что за каждым успешным предпринимателем стоит еще сотня чуть менее успешных, а за ними — тысяча мелких предпринимателей, стремящихся к внедрению новых продуктов и услуг, что само по себе является положительным эффектом для экономики. Необходимо достичь такого состояния, когда дети будут мечтать стать предпринимателями и создавать стартапы, своими идеями изменяя Казахстан изнутри.
Эффективно функционирующая экосистема стартапов — это шанс для Казахстана стать «точкой притяжения» лучших умов и генератором прогрессивных идей как в области ИКТ, так и других отраслях. Это задача не из легких, но даже самое малое промедление в ее реализации способно отложить развитие страны на годы. Именно поэтому сейчас так важно заложить основу для запуска долгосрочных изменений, на что и направлены мероприятия по развитию экосистемы стартапов.
Ключевыми элементами развитой стартап-среды являются: технологические предприниматели таланты, которые выступают основным источником инновационных идей; профессиональные инвесторы, занимающиеся «умным» финансированием; эффективная экосистема — инфраструктура, поддерживающая развитие предпринимателей.
При реализации программы развития стартап-среды в Казахстане нельзя не принимать во внимание ряд имеющихся сложностей, специфичных для индустрии на данном этапе развития. Самым важным из них является отсутствие критической массы предпринимателей и венчурного финансирования.
Так, по сравнению с другими странами в Казахстане крайне мало технологических стартапов. По имеющимся данным на 2015 год Казахстан насчитывал всего около 200 стартапов, в то время как в России их число составляло 3800, а в Израиле 6000. Низкий уровень расходов на НИОКР (0,2% от ВВП против 4,1% в Израиле) свидетельствует о риске сохранения такой ситуации в будущем.
Одной из специфических особенностей стартап-среды в Казахстане является преимущественно государственный характер финансирования стартапов в основном за счет средств Национального агентства технологического развития и автономного кластерного фонда Techgarden, предоставляющего ежегодные гранты от $20 тыс. до $100 тыс. В то же время поддержка профессиональных венчурных инвесторов отсутствует или незначительна.
Создание живой экосистемы стартапов — задача на десятилетия. При этом глобальная цель — в создании условий для «серийного» выпуска огромного числа стартапов. В то же время государство может играть роль катализатора изменений.
Понимая, что необходимое условие — это наличие технологических предпринимателей как класса, многие ВУЗы Израиля предлагают обязательный курс предпринимательства на технических факультетах. Также развита система «заказов» на технологические проекты, где заказчиками выступают крупные местные и международные компании, а исполнителями студенты. Проводятся регулярно лекции и мастер-классы с приглашенными успешными предпринимателями.
Поскольку создать критическую массу казахстанских предпринимателей в краткосрочной перспективе не представляется возможным, необходимо рассмотреть международный опыт. В целом страны с развитой экосистемой видят в иностранных предпринимателях и технологических специалистах источник специфического ноу-хау, необходимого для развития локальной экосистемы стартапов. Их опыт, а также технологии исследования и разработок, предпринимательства, управления все наработки, которыми способны поделиться иностранные специалисты, могут помочь ускорить формирование локальной экосистемы стартапов. Помимо этого, они обеспечивают разнообразие культур и знаний, что в будущем может стать конкурентным преимуществом как самой экосистемы, так и каждого ее участника.
Показателен пример Сингапура, где при наличии хороших ВУЗов потребность в талантах всё равно превышала предложение. Решением в краткосрочном периоде стало создание стимулов, таких как поддержка научных исследований и финансирование для зарубежных ученых, помощь с переездом в Сингапур, введение благоприятных миграционных правил. В долгосрочной перспективе были созданы cтипендиальные программы, налажено партнерство с Университетом Дьюка и «Глаксосмитклайн» в целях создания фонда поддержки научных исследований. Сегодня в Сингапуре живут и работают около шести тысяч ученых со всего мира, приблизительно 52% занятых в стартап-индустрии являются иностранцами.
Свою эффективность в привлечении технологических предпринимателей доказали и специальные программы визовой поддержки. В частности, визовая программа «Техническая нация» Великобритании, созданная для сокращения дефицита высококвалифицированных технических предпринимателей в крупных компаниях и стартапах значительно упростила систему выдачи виз техническим специалистам.
Так, в 2014 году правительственной организации Tech City UK было предоставлено право выдачи более 200 рабочих британских виз в год для специалистов, не являющихся гражданами ЕС, однако обладающими уникальным опытом и компетенциями в приоритетных для Великобритании областях – ИТ и информационная безопасность, финансы и др. Технологическим специалистам, работающим вместе, было разрешено подавать групповые заявления на визу. Такой опыт может быть использован и при создании технопарка Astana Hub для привлечения иностранных технических специалистов и предпринимателей.
На данный момент в Казахстане слабо развит институт венчурного финансирования, нет крупных стартапов в сфере ИКТ, получивших венчурное финансирование на территории РК, слабая предпринимательская инициатива, недостаточно развиты инфраструктуры поддержки стартапов. Существуют финансовые и регуляторные ограничения, а также высокие риски для начинающих предпринимателей. Предпринимательская деятельность и создание стартапов слабо пропагандируются среди школьников и студентов, а число бизнес-инкубаторов очень ограничено, всего в стране их около 20, в то время как у одного из лидеров цифровизации, Китая, их около 400. Основная масса населения отдает предпочтение открытию собственного бизнеса, нежели занятость в качестве наемного работника. С точки зрения создания венчурной отрасли интересен опыт Израиля, который показывает, что государство может стать определяющим звеном в создании основ деятельности венчурного финансирования.
Был создан фонд соинвестирования (фонд фондов), который имел мандат на инвестиции в создаваемые фонды до 40% от общей суммы направленных инвестиций при условиях мажоритарного вложения зарубежного фонда и инвестиций местных финансовых институтов. Каждая управляющая компания фонда имела колл-опцион на государственные акции для их выкупа по первоначальной стоимости (плюс минимальный процент), что создавало дополнительную мотивацию и по сути «дешевые» деньги. Результатом меры стало по сути создание венчурной отрасли Израиля: $100 млн госинвестиций превратились в $5 млрд под управлением созданных фондов через десятилетие.
В Австралии в декабре 2015 года для поддержки инноваций и науки принята программа «National Innovation and Science Agenda», направленная на повышение научного потенциала в процесс генерирования знаний, инвестиций в человеческий капитал, переход страны от сырьевой модели развития к диверсифицированной инновационной экономике. Одними из мер стали снижение налога на прирост капитала для стартапов, а также 20%-ные налоговые льготы на доход, не превышающий $200 тыс. в год, для компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Всего на реализацию программы выделили $840 млн, в том числе на повышение компьютерной грамотности учащихся высших и средних учебных заведений, профессиональную подготовку специалистов в области ИКТ, научно-исследовательскую деятельность в ВУЗах, создание Фонда поддержки стартапов и обеспечение доступа австралийских стартапов в Кремниевую долину и другие технологические хабы.
Целевая господдержка стартапов может быть эффективной, однако основной фокус при этом сохраняется на системных мерах: привлечении казахстанских и зарубежных предпринимателей, поддержке инвесторов, поддержке развития инфраструктурных объектов развитии нормативно-правовой базы, а также стимулировании спроса и обеспечении доступа к нему для малых компаний.