ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ.
Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами.
СанПин № 1.01.004.01
Государственная система санитарно-эпиедмиологнческого нормирования Республики Казахстан
Настоящие Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами» (СанНиН) разработаны Казахской Республиканской санитарно-эпидемиологической станцией при участии Казахского Республиканского научно-методического центра информатизации образования (РЦИО).
В основу положены: СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» Федерального Центра Госанэпидндзора России МЗ РФ в соответствии с «Положением о Межгосударственной Комиссии по санитарно-эпидемиологическому нормированию государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) от 21.08.96 г., нормативная документация, утвержденная МЗ СССР, а также результаты работ научно-исследовательских институтов гигиенического профиля, опубликованные в научной медицинской литературе и в системе Интернет.
Главный врач Казахской Республиканской санитарно-эпидемиологической станции Спатаев М, Б., к.м.н.
В подготовке принимали участие: зав .отделением ГДиП РСЭС Криницы-на Л. А., сан.врач отделения ГДиП Баймурзаева Л. А., за в. оперативной лабораторией ЗМП А. Н. Семенюк, сан.врач Махмутова М. Т., зав.санитарно-гигиенической лабораторией РСЭС Кропачева О.Н., зам.директора по информатизации РЦИО Мереке А.З.
Главный редактор - зав.кафедрой ГДиП и КГ АГМУ им.А. Асфендияро-ва, д.м.н., профессор Неменко Б. А.
О гигиенических требованиях
к компьютерным классам в
общеобразовательных школах
и дошкольных учреждениях
Использование вычислительной техники в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной статической нагрузками, которые постоянно испытывает ученик, работая с компьютером. Креме того, в классах, где функционирует компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды; изменяется темлературно-влажностная характеристика , воздуха уровни шума, электрического и радиационного поля и др.
Умственная и эмоциональная нагрузки на занятиях с применением вычислительной техники связаны с быстрым переключением внимания с объекта на объект при определенном ограничении во времени, что может привести к ухудшению внимания, снижению работоспособности, головным болям, общему утомлению учащихся.
В условиях восприятия учебной информации с экрана дисплея значительно возрастает зрительная нагрузка. В неблагоприятных условиях это может привести к повышенному утомлению зрения, появлению астенопических жалоб. Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижности рабочей позы, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарат. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья учащихся. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья учащихся развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха школьников и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Для сохранения оптимального уровня работоспособности и состояния здоровья учащихся необходима гигиеническая регламентация условий обучения и режима труда и отдыха школьников.
Размещение рабочих мест с видеодисплейными терминалам (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на 1 рабочее место во всех учебных заведениях и ДДУ должна быть не менее ( 6 м2, а объем - не менее 24 м2 . Рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север или северо-восток, и обеспечивать КЕО не ниже 1.5 %. Искусственная освещенность на рабочем месте - 300-500 лк. В качестве источников искусственного освещения должны применяться люминесцентные лампы ЛБ. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.
Расстояние между тылом поверхности одного видеомонитора экрана другого должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1.2м.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 75 - 85 см. Тетрадь с записями следует располагать на подставке-пюпитре на расстоянии 55 - 65 см. Клавиатуру необходимо располагать отдельно от экрана.
Пример размещения оборудования см. в Приложении 16 СанПиН 1.10.077-94, сб. "Гигиена труда в промышленности", т.З, стр.560.
Для детей дошкольного возраста помещения, где устанавливаются игровые и учебные комплексы, должны оборудоваться одноместными столами. Каждый стол должен оснащаться стулом соответствующего размера (табл.1).
УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач
Республики Казахстан.
_____________А.А. БЕЛОНОГ
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами
1. Общие положения
1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (в дальнейшем Правила) "Гигиенические требования к организации и условиям работы с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машина-мл" регламентируют гигиенические требования к проектированию, размещению и эксплуатации отечественных и импортных видеодисплейных терминалов (ВДТ) с электронно-лучевыми, жидкокристаллическими и плазменными трубками, используемыми во всех типах электронно-вычислительных машин, в производственном оборудовании и игровых комплексах на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), персональных компьютеров (ПК) и электронных систем (ЭС) на их основе, принадлежащих министерствам, ведомствам, хозяйствующим субъектам независимо от подчиненности и форм собственности.
1.2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением настоящих Правил государственными органами, а также всеми предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и отдельными гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (ст. 16 Закона Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Республики Казахстан", утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан 25.04.95т. N 547).
1.3. Санитарные правила и нормы являются республиканским нормативным документом и обязательны для соблюдения министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, другими юридическими» физическими лицами, независимо от подчиненности и форм собственности, проектирующими, эксплуатирующими и ремонтирующими БДТ и ПЭВМ (ст. 18 Закона РК "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
1 .4. Нарушение санитарных правил и норм влечет за | собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, должностных лиц, специалистов и работников организации и учреждении, ученных заведений физических лиц, осуществляющих разработку, производство, закупку, реализацию и применение ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС, независимо от их ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1.5. С вводом в действие настоящих Правил утрачивают силу "Санитарные правила и нормы для работников вычислительных центров - N1.10.076-94 и Санитарно-гигиенические нормы и правила устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных машинах и видеодисплейных терминалах в кабинетах вычислительной техникой и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений" N1.10.077-44" утвержденные Минздравом РК 22.08.94 года.
2. Требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам
2.1. При проектировании ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС необходимо учитывать требования:
- визуальных эргономических параметров в соответствии с требованиями действующих стандартов (требования к четкости и стабильности изображения) которые вносятся в техническую документацию;
- электрической безопасности и надежности заземления;
- электромагнитной безопасности и допустимой дозы рентгеновского излучения;
- экологические требования;
- дизайн должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света, одноцветность окраски всех блоков, матовую их поверхность с коэффициентом отражения 0.4-0.6 и не иметь бликующих деталей;
- в конструкции должны использоваться материалы, разрешенные к применению Госсаннадзором РК;
2.2. Конструкция ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС должна обеспечивать надежное и комфортное считывание отображаемой информации в условиях эксплуатации, соответствующих разделам 6, 7 настоящих Правил.
2.З. Все ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС на их основе должны иметь сертификат соответствия, включающий также гигиеническое заключение но электромагнитной безопасности.
3. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭМ
3.1. Все помещения, предназначенные к эксплуатации ВДТ, ПЭВМ, ПК и обязательно должны оснащаться отдельным контуром заземления.
3.2. Запрещается размещение рабочих мест с ВДТ, ПЭВМ, ПК подвальных помещениях. Не разрешается использование цокольных помещений для размещения ВДТ, ПЭВМ и ПК детскими дошкольными, средними и средне специальными учебными заведениями.
3.3. В учебных заведениях должно использоваться только периметральном расположение компьютеров.
3.4. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ и офисах, административно-производственных помещениях и других учреждениях при ПЕРИМЕТРАЛЬНОМ расположении должна быть не менее 4,0 кв.м, при РЯДНОМ и ЦЕНТРАЛЬНОМ расположении - не менее 6 кв.м. В учебных заведениях площадь на 1 рабочее место - не менее 5 кв._м. В дошкольных учреждениях - не менее 6 кв.м., а объем не менее 20кв.м. В связи с тем, что в современных мониторах основное высокочастотное электромагнитное излучение отводится вверх и частично назад рекомендуется ПЕРИМЕТРАЛЬНАЯ расстановка компьютеров, а НЕ РЯДНАЯ И НЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ.
3.5. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
3.6. Производственные помещении, в которых работы ведутся преимущественно с использованием ВДТ и ПЭВМ, а также (учебные классы, аудитории вычислительной техники, дисплейные классы и кабинеты и др.) не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормативные значения (мастерские, цеха, спортивные залы и т.п.).
3.7. Звукоизоляция ограждающих конструкций помещений с ВД и ПЭВМ должны отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормативные значения уровней шума и вибрации согласно приложению 6-8 настоящих правил.
3.8. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления и кондиционирования воздуха. При отсутствии кондиционирования помещениях должно обеспечиваться естественное проветривание помещений.
3.9. Для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающий материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0.7-0.8; для стен - 0.5-0.6; для пола - 0.3-0.5.
3.10. Полимерные материалы, используемые для внутренней отделки помещений с ВДТ и ПЭВМ, должны быть разрешены для применения органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.11. В дошкольных учреждениях, во всех учебных заведениях, включая ВУЗы, запрещается использовать для отделки помещений с ВДТ и ПЭВМ древесно-стружечные плиты, слоистый пластик, синтетические ковровые покрытия,выделяющие в воздух вредные химические вещества .
3.12. Поверхность пола в помещениях с ВДТ и ПЭВМ должна быть ровной, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
4. Требования к уровням химических и физических фактором в помещениях для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ
4.1. Требования к микроклимату, содержанию аэроинов и вредных химических веществ в воздухе помещений для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ.
4.1.1. В производственных помещениях, где работают на ВДТ или ПЭМВ является вспомогательной, температура, относительная влажность, и скорость движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать, действующим допустимым санитарным нормам микроклимата производственных помещений.
4.1.2. В производственных помещениях, о которых работа на ВДТ или ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, посты управления, залывычислительной техники, офисы и др.), должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (приложение I).
4.1.3. В дошкольных, средних и высших учебных заведениях в помещениях с ВДТ и ПЭВМ должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (приложение 2).
4.1.4. Для повышения влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ рекомендуется применять увлажнители воздуха, ежедневно заправляемые дистиллированной или кипяченой питьевой водой.
4.1.5. Помещения с ВДТ и ПЭВМ перед началом и после каждого академического часа учебных занятий, до и после каждого занятия в дошкольном учреждении должны быть проветрены для улучшения качественного состава воздуха, в том числе аэроионного режима.
4.1.6. Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать нормам, приведенным в приложении 3.
4.1.7. Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ или ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать "Предельно допустимых концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны"
4.1.8. Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ или ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, залы вычислительной техники, офисы и др.), а также во всех учебных заведениях и детских дошкольных учреждениях не должно превышать "Предельно допустимых концентраций загрязненных веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
4.1.9. Санитарно-химические исследования в натурных условиях (в жилых, учебных, административных и общественных помещениях) должны проходиться при осуществлении текущего санитарного надзора за состоянием воздушной среды и условиями применения ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС в процессе их эксплуатации. Перечень наиболее распространенных токсических веществ, выделяющихся в воздушную среду при эксплуатации ВДТ, ПЭВМ и ЭС, приведен в приложении 4.
4.2. Требования к освещению помещений и рабочих мест.
4.2.1. Естественное освещение должно осуществляться через световые проемы и регулироваться таким образом, чтобы уровни освещенности на рабочих местах соответствовали требованиям, приведенным в приложении 5.
4.2.2. В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только но согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4.2.3. Искусственное освещение в помещениях, где ведутся работы на ВД Т или ПЭВМ, должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, где ведется работа с документами, рекомендуется применение комбинированною освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).
4.2.4. На рабочих местах у ВДТ и ПЭВМ освещенность нормируется в вертикальной плоскости (плоскости экрана} и в горизонтальной плоскости (плоскости стола в зоне работы с документами). Нормирование ведется в абсолютных единицах (люксах), вне зависимости от того, естественное или искусственное освещение в помещении. На горизонтальной поверхности стола в зоне работы с документами комбинированная освещенность должна быть не менее 500 лк (при этом освещенность от обшей системы должна составлять не менее 300 лк). При отсутствии комбинированного освещения освещенность на горизонтальной поверхности стола (естественная или искусственная) должна быть не менее 400 лк. На экране (в вертикальной плоскости) освещенность должна 6ыть200лк. Местное освещение не должно создавать блики на экране и увеличивать его освещенность более 300 лк. Уровни освещенности рабочих мест приведены в приложении 5.
4.2.5. Показатель дискомфорта должен быть не более 25, коэффициент пульсации освещенности в административно-общественных здания - не более 10 %, в дошкольных и всех учебных заведениях не более 5 %, показатель ослепленности от источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20.
4.2.6. Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/кв.м.
4.2.7. Отраженная блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) ограничивается за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость потолка, при применении системы отраженного освещения, не должна превышать 200 кд/кв.м.
4.2.8. Необходимо ограничивать неравномерное, распределения яркости в поле зрения пользователя ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями (стол: экран) не должно превышать, 3:1-5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования - 10: I.
4.2.9. В качестве источников света при искусственном освещении рекомендуется применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металло-галогенных ламп мощностью до 250 Вт. Рекомендуется применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.
4.2.10. Светильники общего освещения следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий, сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров светильники должны находиться ближе к переднему краю, обращенному к оператору.
4.2.11. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ для освещения рекомендуется применять светильники серии ЛП036 с зеркализированными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧПРА) для снижения коэффициента пульсации. Допускается применять светильники серии ЛП036 без ВЧ ПРА только в модификации "Кососвет", а также светильники прямого света - П, преимущественно прямого света - Н, преимущественно отраженного света В. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. При отсутствии светильников с ВЧ ПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети. Рекомендуемые типы светильников приведены в приложении 6.
4.2.12. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения, от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/кв.м, защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов,
4.2.13. Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов.
4.2.14. Коэффициент запаса (Кз) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1.4.
4.2.15. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку оконных стекол и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
4.3. Требования к шуму и вибрации
4.3.1. В производственных помещениях, где работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, уровни шума на рабочих местах не должны превышать допустимых для данного вида работ, регламентированных ГОСТ "Шум. Общие требования безопасности".
4.3.2. В помещениях, где работа на ВДТ и ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные посты управления, залы вычислительной техники, офисы и др.) Во всех учебных заведениях (включая ВУЗы) и дошкольных учреждениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА. При выполнении инженерно-технических работ, при осуществлении лабораторного, аналитического и измерительного контроля уровень шума в помещении с ВДТГ и ПЭВМ не должен превышать 60 дБА. В помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) уровень шума не должен превышать 65 дБА. На рабочих местах в помещениях, где размещены шумные агрегаты вычислительных машин (АЦПУ и т.п.) уровень шума не должен превышать 75 дБА. Спектральные характеристики, соответствующие нормируемым уровням звука приведены в приложении 7.
4.3.3. При выполнении работ с ВДТ и ПЭВМ в производственных помещениях уровни вибрации не должны превышать допустимых значении для категории 3, тип "в", регламентированных ГОСТ "Вибрационная безопасность. Общие требования" (приложение 8), для остальных рабочих мест - не более приведенных в приложении 9.
4.3.4. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.). уровни шума которого превышают допустимые для данного вида работ, должно находиться вне помещения ВДТ и ПЭВМ.
4.3.5. Для снижения уровня шума можно для отделки помещений использовать звукопоглощающие материалы (разрешенные органами и учреждениями Госсаннадзора республики) с максимальным коэффициентом звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц, подтвердив эффективность мероприятий акустическими расчетами. Дополнительным звукопоглотителем служат однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15-20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна.
4.4. Требования к уровням неионизирующих и ионизирующих излучений
4.4.1. На рабочих местах у ВДТ и ПЭВМ регламентируются уровни электрических и магнитных полей в диапазоне частот 5 Гц-2 кГц (в т.ч. 50 Гц); 21-400 кГц; 0.06-30 МГц; 30-300 МГц, напряженность электростатического поля на уровне клавиатуры; а также поверхностный электростатический потенциал от монитора на расстоянии 30 см. Нормативные величины приведены в приложении 10.
4.4.2. Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0.05 м от экрана и корпуса ВДТ не более 2.5 мкЗ в/час.
5. Требования к организации рабочего места
5.1. Общие требования
5.1.1. Оконные проемы к помещениях с использованием ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и пр. для исключения попадания прямых солнечных лучей и регулировки уровней освещенности на рабочих местах.
5.1.2.При размещении рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитываться следующие расстояния между рабочими столами с видеомониторами:
- при рядном расположении расстояние между тыльной поверхностью одного видеомонитора до экрана другого расстояние должно быть не менее 2.0
м;
- при любом расположении расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно быть не менее 1.0 м;
- расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть от 0.25 м до 0,5 м
5.1.3. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и особенностей (размер монитора, процессорного блока, клавиатуры и т.п.), характера выполняемой работы, соответствовать эргономическим требованиям.
5.1.4. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе с ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления и нарушения осанки. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстояния спинки от переднего края сиденья, с легкой и надежной фиксацией всех положений.
5.1.5. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
5.1.6. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 70-80 см, но не ближе 50 см. с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
5.1.7. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ должна ежедневно проводиться влажная уборка.
5.1.8. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
5.2. Требования к организации рабочего места профессионального пользователя
5.2.1. Рабочие места с ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС в залах электронно-вычислительных центров и в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размешаться и изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
5.2.2. Рабочие места с ВДТ, ПЭВМ и ПК при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1.5-2.0 м.
5.2.3. Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих, запасных блоков, инструментов следует располагать в специальных подсобных помещениях.
5.2.4. Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 68-80 см; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности сюда должна составлять не менее 72, 5 см.
5.2.5. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 60 см, шириной - не менее 50 см, глубиной на уровне колен - не менее 45 см и па уровне вытянутых ног- не менее 65 см.
5.2.6. Рабочее место рекомендуется оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 30 см, глубину не менее 40 см, регулировку по высоте в пределах 15 см и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 1 см.
5.2.7. Рабочее место рекомендуется оснастить легко перемещаемым пюпитром для документов.
5.2.8. Клавиатуру следует располагать на специальной, желательно регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы, пли на поверхности стола па расстоянии 10-30 см от края, обращенного к пользователю. Расстояние клавиатуры от монитора ВДТ должно быть не менее 30 см.
5.2.9. При организации рабочих мест у технологического оборудования, в состав которого входят ВДТ, ПЭВМ и ЭС (станки с программным управлением, роботизированные технологические комплексы, диспетчерские пульты управления и др.), следует предусматривать:
- безопасные условия труда при выполнении основного технологического процесса с использованием ВДТ или ПЭВМ;
- расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана;
- легкую досягаемость органов ручного управления;
- расположение экрана ВДТ или ПЭВМ в месте рабочей зоны, обеспечивающее удобство зрительного наблюдения в вертикальной плоскости под утлом +/- 30 градусов от нормальной линии взгляда оператора, а также удобство его использования одновременно с выполнением основных производственных операций;
- при необходимости возможность поворота экрана ВДТ или ПЭВМ вокруг горизонтальной и вертикальной осей.
5.3. Требования к рабочим местам с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений
5.3.1. Рабочие места учащихся средних и высших учебных заведений должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы с ВДТ и ПК.
5.3.2. Конструкция стола должна предусматривать специальную подставку для клавиатуры, желательно регулируемую по высоте и углу наклона отдельную от основной столешницы, что способствует поддержанию правильной позы учащегося (студента), без резкого наклона головы вперед, а также подставку для ног, совмещенную с основанием стояка.
5.3.3. В средних учебных заведениях столы и высота пространства для ног должны соответствовать возрасту учащихся (приложение 11).
5.3.4. Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся в обуви (приложение 12).
5.3.5. При несоответствии высокого стола и стула росту учащеюся необходимо обязательно рабочее место оборудовать регулируемой по высоте подставкой для ног (см.п.6.2.6).
5.3.6. Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 вертикально расположенного экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/-10 градусов.
5.3.7. Стол преподавателя с ВДТ или ПЭВМ должен устанавливаться на подиуме.
5.3.8. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали не менее 61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экрана кодоскопа или компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1.5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся (студентов) должно быть не менее 3.0 м.
5.3.9. Рекомендуется оборудовать компьютерный класс специальной] компьютерной (маркерной) доской для устранения меловой пыли.
5.4. Требования к оборудованию и организации компьютерных помещений для детей дошкольного возраста.
5.4.1. Помещения, где устанавливаются игровые компьютерные комплексы, должны оборудоваться одноместными столами.
5.4.2. Столешница одноместного стола должна состоять двух частей, на одной основной, располагается видеомонитор, на другой, подвижной и регулируемой по высоте и углу наклона, - клавиатура. Кроме того, конструкция стола для ВДТ пли ПЭВМ должна предусматривать отсутствие ящиков и пространство для ног под столом не менее 40 см.
5.4.3. Каждый стол с ВДТ или ПЭВМ должен оборудоваться стулом, размеры которого приведены в приложении 13.
5.4.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.
5.4.5. Не допускается, имеет стульев использование кубов, табуреток скамеек без опоры для спины.
5.4.6. В детских дошкольных учреждениях смежно с помещением, где устанавливается ВДТ или ПЭВМ, должен располагаться игровой зал площадью не менее 20 кв.м.
6. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ
6.1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ
6.1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ВДТ, ПЭВМ и ПК должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
6.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 категории тяжести и напряженности, каждая из которых подразделяется на 3 группы (приложение 14):
- группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;
- группа Б - работа по вводу информации;
- группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.
При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ВДТ или ПЭВМ- следует принимать ту, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
6.1.3. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения).
6.1.4. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
6.1.5. Продолжительность и количество регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от продолжительности смены, вида и категории трудовой деятельности (приложение 14).
Для 8-часовой рабочей смены при работе с ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС регламентированные перерывы следует устанавливать:
-для 1 категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва, каждый продолжи 15 минут;
- для 2 категории работ - через 2часа от начала рабочей смены через 1.5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или через каждый час работы продолжительностью 10 минут каждый;
- для 3 категории работ - через 1.5-2 часа от начала рабочей смены и через 1.5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или через каждый час работы продолжительностью 15 минут каждый.
6.1.6. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
6.1.7. При работе с ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС и ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут.
6.1.8. При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов, независимо от категории и вида работ, - каждый час продолжительностью 15 минут.
6.1.9. Во время регламентированных перерывов целесообразно выполнять комплексы упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, развития познотонического утомления. Комплексы рекомендуется менять один раз в 2-3 недели. Комплексы упражнений приведены в приложениях 16-17.
6.1.10. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно изменять содержание работы (применять чередование операций).
6.1.11. При возникновении у работающих с ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режима труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ.
6.1.12. При работе на ВДТ, ПЭВМ и ПК с высоким уровнем напряженности специалистам во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).
6.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений
6.2.1. Для студентов ВУЗов длительность работ на ВДТ, ПЭВМ и ПК во время учебных занятий определяется возрастом (курсом обучения), характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и лр.) и сложностью выполняемых задании, а также техническими данными ПК и их разрешающей способностью. Степень нагрузки на зрение в связи с техническими характеристиками монитора приведена в приложении 15.
6.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при непосредственной работе с ПК составляет 1 час ( но не более 7часов в неделю). Для студентов 2 курса - 2 часа, для студентов старших курсов до 4 часов, с обязательным соблюдением между академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.
6.2.3. Для предупреждения развития переутомления также обязательными мероприятиями являются:
- проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ (приложение 17);
- проведение сквозного проветривания помещений с В/П и ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;
- проведение во время перерывов упражнении физкультурной паузы в течение 3-4 минут (приложение 19);
- проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости (приложение 18)
6.2.4. При составлении расписания учебных занятии с ВДТ, ПЭВМ и ПК необходимо соблюдать следующие требования:
- перерывы между спаренными академическими часами, отведенными для занятии с ВДТ, ПЭВМ и ПК, не должны превышать 20 минут;
- не допускается объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с работой на ВДТ, ПЭВМ и ПК;
- для студентов первого курса занятия с ВДТ, ПЭВМ и ПК должны проводиться в первую иди вторую пару уроков, в первую половину дня;
- учебные занятия для студентов старших курсов с ВДТ, ПЭВМ и ПК допускается проводить в период с 17 до 20 часов в исключительных случаях при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков и запрещается проводить их третьей и четвертой парой.
6.2.5. В период прохождения производственной практики время непосредственной работы с ВДТ, ПЭВМ и ПК для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов 4 часов при соблюдении профилактических мероприятий как во время учебных занятий
6.3. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений
6.3.1. В средних специальных учебных заведениях длительность непосредственной работы на ВДТ, ПЭВМ и ПК во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:
- для учащихся первою курса - не более 1 академического часа в день;
- для учащихся второго и третьего курсов 1 академического часа в день, при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом работы на ВДТ, ПЭВМ или ПК не менее20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала и т. п.;
- для учащихся третьего курса длительность, учебных занятий на ПЭВМ или ПК допускается увеличивать до 3 академических часов
6.3.2. После каждого академического часа занятий на ПЭВМ или ПК следует устраивать перемены длительностью 15-20 минут с обязательным выходом учащихся из комнаты и организацией сквозного проветривания;
6.3.3. При односменных занятиях в учебном заведениях0 рекомендуется в середине учебного дня (после 3-4 уроков) организовывать перерыв длительностью 50-60 минут для обеда и отдыха учащихся;
6.3.4. Для предупреждения развития переутомления при работе с ПЭВМ и ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы (приложение 15); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами, упражнения проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени:
- физкульт. минутки (приложение 18) целенаправленного назначения индивидуально или организованно, для снятия локального утомления;
- физкульт. паузы (приложение 19) для снятия общего утомления улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног.
6.3.5. Общая продолжительность дополнительных занятий с использованием ВДТ И ПЭВМ при непосредственной работе на них не должна превышать 1 астрономического часа в неделю при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ (п.6.3.1) и профилактических мероприятий (п.6.3.4).
6.3.6. Дополнительные занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ следует проводить не ранее, чем через 50-60 минут после окончания основных учебных занятий.
6.3.7. Во время производственной практики длительность непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 3 академических часов в день, при соблюдении режима работы (п.6.3.1 ) и профилактических мероприятий (п.6.3.4).
'
6.4. Требования к организации режима занятий с ВДТ и ПЭВМ в средних учебных заведениях
6.4.1. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ, ПЭВМ или ПК не должна превышать:
- для учащихся 1 классов (6 лет ) - 10 минут;
-для учащихся 2-5 классов- 15-30 минут (с учетом возраста);
- для учащихся 6-7 классов - 45 минут;
- для учащихся 8-9 классов - 45 минут;
-для учащихся 10-11 классов па первом часу учебных занятий 30 минут, на втором 30 минут.
6.4.2. Для учащихся Х-Х1 классов должно быть не более 6 астрономических часов в неделю но основам информатики и вычислительной техники с использованием ВДТ, ПЭВМ и ПК, для остальных классов - общее количество часов информатики в неделю должно соответствовать требованиям приложения 16..
6.4.3. После непосредственной работы па ВДТ, ПЭВМ пли ПК:, проводиться комплекс упражнений для глаз (приложение 17), а после урока информатики - упражнения для профилактики общего утомления (приложение 19).
6.4.4. Длительность перерывов между спаренными уроками для учащихся Х-Х1 классов должна быть не менее 10 минут, во время которого следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из помещения.
6.4.5. В период производственной практики непосредственное время работы на ВДТ, ПЭВМ или ПК должно быть для учащихся старше 16 лет не более 3 часов, для учащихся моложе 16 лет - не более 2 часов, с обязательным соблюдением режима работы и с проведением профилактических мероприятии: упражнения для глаз через 20-25 минут и физкультпаузы через 45 минут во время перерыва.
6.4.6. Дополнительные занятия с использованием ВДТ, ПЭВМ и ПК должны проводиться не раньше, чем через 60 минут после окончания учебных занятий.
6.4.7. Дополнительные занятия с использованием ВДТ, ПЭВМ и ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут;
- для учащихся 6 и старше классов - до 90 минут
6.4.8. Недопустимо все время дополнительных занятий отводить для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия. Длительность компьютерных игр для учащихся 2-5 классов должна быть не более 10 минут, для более старших учащихся - не более 15 минут.
6.4.9. Режим дополнительных занятий должен соответствовать требованиям, изложенным в пп.6.4.2-6.4.3, с обязательным проведением профилактических мероприятий (п.6.4.4).
6.5. Требования к режиму занятий па ВДТ и ПЭВМ в детских дошкольных учреждениях
6.5.1. В дошкольных учреждениях продолжительность занятии с использованием компьютерных развивающих программ (при работе на компьютерах выпуска ранее 1998 г.) не должна превышать 7 минут для детей 5 лет и 10 минут для детей 6 лет.
6.5.2. Компьютерные игровые занятия и дошкольных учреждениях следует проводить не чаще 2 раз в неделю вдни наибольшей работоспособности детей :вовторник, всреду и в четверг. После занятий рекомендуется провести гимнастику для глаз.
6.5.3. Не допускается проводить занятия е ВДТ, ПЭВМ и ПК за счет времени, отведенного для сн,1, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
6.5.4. Занятия дошкольников с использованием ВДТ, ПЭВМ пли ПК должны проводиться методистом или в его присутствии.
6.5.5. Занятиям с ВДТ, ПЭВМ пли ПК должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.
6.5.6. Запрещается использование ВДТ. ПЭВМ или ПК для' двух и более детей, независимо от возраста.
7. Требования к организации медицинского обслуживания пользователем ВДТ и ПЭВМ
7.1. Профессиональные пользователи ВДТ, ПЭВМ, ПК и ЭС на их основе должны проходить предварительные (при поступлении па работ}' периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями, установленные Агентством по делам здравоохранения Республики Казахстан
7.2. К непосредственной работе на ВДТ. ПЭВМ, ПК и ЭС допускаются лица, не имеющие противопоказаний, изложенных в приказе по проведению мед. осмотров Агентства РК по делам здравоохранения
7.3. Женщинам со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью не рекомендуется выполнение всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ. Перевод на другую работу осуществляется по рекомендации врача в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям труда женщин (приложение 20).
7.4. Медицинские осмотры студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных заведений, учащихся средних учебных заведении и детей дошкольного возраста проводятся на основании приказов Агентства РК по дедам здравоохранения и Министерства образования 533 от 13.08.00. 541 от 28.10.98 г. и 237 от 24.04.00 г. (приложение 20)
Поливинилхлоридных пластиков |
Ацетальдегид |
МУ 1.05.068-2000(МУК4.1.599-96) Газохроматофическое определение Ацетальдегида в воздухе |
|
Хлорированные углеводороды
Ароматические Углеводороды Фталаты |
ГОСТ 26150-84 Материалы и изделия строительные полимерные отделочные на основе поливинилхлорида. Метод санитарно-химнческой оценки. -
- |
Эпоксидных смол |
Эпихлоргидрид |
МУ 1.05.026-97 (МУ 2715-83) Методические указания по определению вредных веществ в воздухе. Выпуск 18. Методические указания по газохроматографическому определению апихлоргидрид в воздухе. |
Фенолформальдегидных смол |
Фенол |
1. МУ 3.05.079-97 (МУК 4.1.069-96) Флюориметрическиое определение фенола в воздухе 2.МУ 1.05.068-2000 (МУК 4.1.617-96) Газохроматографическое определение фенола в воздухе
|
Фенолформальдегидных смол |
Формальдегид
|
МУ 1.05.079-97 (МУК 4.1.078-96) Флюориметрическое определение формальдегида в воздухе РД 52.04.186-89 Определение формальдегид в воздухе. |
Приложение 1
(справочное)
Оптимальные нормы микроклимата для помещений е ВД'Г и ПЭВМ.
Период года |
Категория работ |
Температура воздуха, гр С, не более |
Относительная влажность Воздуха % |
Скорость движения воздуха м/с |
холодный |
Легкая 1а Легкая 1б |
22-24 23-21 |
40-60 40-60 |
0,1 0,1 |
теплый |
Легкая 1а Легкая 1б |
23-25 22-24 |
40-60 40-60 |
0,1 0,2 |
Примечание: К категории 1а относятся работы, производимые сидя и не требующие физического напряжения, при которых расход энергии составляет до 120ккал/ч; к категории 15 относятся работы, производимые стоя, сидя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением, при котором расход энергии составляет от 120 до 150 ккал/ч.
Приложение 2
(обязательное)
Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах учебных заведений.
Период года
|
Температура, Град. С
|
Относительная влажность, %
|
Ск-ть движения, м/с
|
Холодный
|
22-24
|
60-50
|
0,1
|
Теплый
|
23-25
|
60-40
|
0,1
|
Приложение 3
(обязательное)
Уровни ионизации воздуха помещении при работе на ВДТ и ПЭВМ.
Уровни |
Число ионов в 1 куб.м. |
|
|
n+ |
n- |
Минимально необходимые |
400 |
600 |
Оптимальные |
1500-300 |
3000-5000 |
Максимально допустимые |
50000 |
50000 |
Приложение 4
(обязательное)
используемых при изготовлении наиболее распространенные композиции полимерных материалов, ВДТ, ПЭВМ элементов систем (ЭС) на их основе
Полимерные материалы На основе |
Приоритетные вредные вещества, выделяемые в воздушную среду, |
Методы определения |
1 |
2 |
3 |
Полистирола и сополимеров стирола
|
Стирол
Бензол Толуол
Формальдегид
Акрилонитрил |
МУ 1.05.068-2000 (МУК 4.1.662-97) Газохроматографическое определение стирола в воздухе МУ 1.05.068-2000 (МУК 4.1.61 8-96) Газохроматографнческое определение бензола и толуола и воздухе МУ 1.05.068-2000 (МУК 4.1.637-<Д>) Газохроматографическое определение толуола в воздухе МУ 3.05.0779-2000 (МУК 4.1.078-96} Флюориметрическое -определение формальдегида в воздухе РД 52.04.186-89 Определение формальдегида и воздухе РД 52.04.186-89, 5.3.2. Определение (ГХ-метод) |
Приложение 5
(обязательное)
Точка контроля |
Освещенность (естеств., искусств), лк |
Освещенность КЕО,%
|
Освещенность Комбинированная,лк |
Стол, клавиатура (Г) |
400 |
1,5 |
500 |
Экран(В) |
300 |
- |
300 |
Приложение 6
(рекомендуемое)
Светильники общего освещения
При отсутствии светильников серии ЛПО 36 с ВЧ ПРА и без ВЧ ПРА в модификации "Кососвет" допускается применение светильников общего освещения серии:
ЛПО13 - 2 x 40/Б - 01;
ЛПО 13 -4x40/Б -01;
ЛСП13-2х40-06;
ЛСП 13-2x65-06;
ЛСО05-2x40-001;
ЛСО05-2x40-003;
ЛС004-2x36-008;
ЛПО34-4x36-002;
ЛП034-4x58-002;
ЛПОЗ1 -2x40-002.
А также их отечественных и зарубежных аналогов.
Приложение 7
(обязательное)
Уровни звука, эквивалентные уровни звуки и уровни звукового давления в октавных полосах частот
Уровни звукового давления, дБ |
Уровни звука, дБА |
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
|
31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 |
|
86 71 61 54 49 45 42 40 38 93 79 70 63 58 55 52 50 49 96 83 74 68 63 60 57 55 54 103 91 83 77 73 70 68 66 64 |
50 60 65 75 |
Приложение 8
(обязательное)
Среднегеометрические Частоты полос, ГЦ |
Допустимые значения по осям Z, X, Y |
|||||||
Виброускорения |
Виброскорости |
|||||||
м/с2 |
дБ |
м/с |
дБ |
|||||
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
|
1,6 2,0 2,5 |
0,0125 82 0,0112 0,02 82 86 0,01 80 |
0,13 88 0,089 0,18 85 91 0,063 82 |
||||||
3,15 4,0 5,0 |
0,009 79 0,008 0,014 78 83 0,008 78 |
0,045 79 0,032 0,063 76 82 0,025 74 |
||||||
6,3 8,0 10,0 |
0,008 79 0,008 0,014 78 83 0,01 80 |
0,02 72 0,016 0,032 70 76 0,016 70 |
||||||
12,0 16,0 20,0 |
0,0125 82 0,016 0,028 84 89 0,02 86 |
0,016 70 0,016 0,028 70 75 0,016 70 |
||||||
25,0 31,5 40,0 |
0,025 88 0,032 0,056 90 95 0,04 92 |
0,016 70 0,016 0,028 70 75 0,016 70 |
||||||
50,0 63,0 80,0 |
0,05 94 0,063 0,112 96 101 0,04 98 |
0,016 70 0,016 0,028 70 75 0,016 70 |
||||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,014 83 |
0,028 75 |
||||||
Приложение9
(обязательное)
Допустимые нормы вибрации для всех учебных заведений, включая детские дошкольные учреждения
Среднегеометрические частоты октавных полос, ГЦ |
Допустимые значения |
|||
Виброускорения |
Виброскорости |
|||
|
Мс-2٭10 ֿ² |
дБ |
Мс-2٭10 ֿ |
дБ |
|
Оси Z, X, Y |
|||
2 4 8 16 31,5 63 |
0,56 0,56 0,56 1,1 2,2 4,5 |
75 75 75 81 87 93 |
45 22 11 11 11 11 |
79 73 67 67 67 67 |
Корректированные значения и их уровни |
1,0 |
80 |
20 |
72 |
Приложение10
(обязательное)
Допустимые значения уровней неионизирующих электромагнитных излучений
Наименование параметров |
Контрольное расстояние, см |
Допустимое значение |
Напряженность электростатического поля для взрослых пользователей -на клавиатуре -от монитора |
1,0 на уровне головы 70 см. |
20 кВ/м |
Напряженность электростатического поля для детей детских дошкольных учреждений и учащихся средних и высших учебных заведений -на клавиатуре -от монитора |
1,0 на уровне головы 70 см. |
15 кВ/м |
Напряженность электростатического поля вокруг ВДТ по электрической составляющей не более - в диапазоне частот 5Гц-2кГц - в диапазоне частот 2-400кГц - в диапазоне частот 3-300МГц -на клавиатуре -от монитора |
1,0 на уровне головы 70 см. |
25 В/м 25 В/м 25 В/м
|
Плотность магнитного потока вокруг ВДТ не более - в диапазоне частот 5Гц-2кГц - в диапазоне частот 2-400кГц -на клавиатуре -от монитора |
1,0 на уровне головы 70 см. |
250нТл 25нТл |
Поверхностный Эл. Статический потенциал не более |
30 |
500В |
Приложение11
(рекомендуемое)
Основные размеры стула для учащихся и студентов
Параметры стула |
Рост учащихся и студентов в обуви,см |
||||
116-130 |
131-145 |
146-160 |
161-175 |
Выше 175 |
|
Высота сиденья над полом. см |
30 |
34 |
38 |
42 |
46 |
Ширина сиденья, не менее, см |
27 |
29 |
32 |
34 |
36 |
Глубина сиденья. см |
29 |
33 |
36 |
38 |
40 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем, см |
13 |
15 |
16 |
17 |
19 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем, см |
28 |
31 |
33 |
36 |
40 |
Высота линии прогиба спинки,см |
17 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Радиус изгиба переднего края сиденья, см |
2-5 |
||||
Угол наклона сиденья, градусов |
0-4 |
||||
Угол наклона спинки, градусов |
95-108 |
||||
Радиус спинки в плане, не менее, см |
30 |
Приложение12
(рекомендуемое)
Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ и ВДТ
Рост учащихся Или студентов в обуви, см
|
Высота над полом |
|
Поверхность стола |
Пространство для ног |
|
116-130 |
52 |
40 |
131-145 |
58 |
52 |
146-160 |
64 |
58 |
161-175 |
70 |
64 |
выше 1 75 |
76 |
70 |
Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.
Приложение 13
(обязательное)
Размеры стула для детей дошкольного возраста для занятии с ВДТ и ПЭВМ
Параметры стула
|
Размеры, не менее, см |
Высота сиденья над полом Ширина сиденья Глубина сиденья Высота нижнего края спинки над сиденьем Высота верхнего края спинки над сиденьем Высота прогиба спинки Радиус изгиба переднего края сиденья |
26 25 26 12
25
16 25 |
Приложение 14
(обязательное)
Время регламентированных перерывов в зависимости
продолжительности рабочей смены, вида и категории
трудовой деятельности е ВДТ и ПЭВМ.
Категория работы с ВДТ или ПЭВМ |
Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ на ВДТ или ПЭВТ |
Суммарное время регламентированных перерывов, мин. |
||||||
|
Группа А. Кол-во знаков |
Группа Б Кол-во знаков |
Группа В, часов
|
|
|
|||
1 2 3
|
до 20 000 до 40 000 до 60 000 |
до 1 5 000 до 30 000 до 40 000 |
До 2,0 До 4,0 До 6,0 |
30 50 70 |
70 90 120
|
|||
Приложение 15
(рекомендуемое)
Условная зрительная нагрузка
Тип монитора
|
Степень нагрузки
|
Устаревший монитор (вып. До 1998г.) |
100%
|
Современный монитор 14 дюймов |
70%
|
Современный монитор 17 дюймов |
60%
|
Современный монитор 15 дюймов типа G 655 |
40%
|
Цветной жидкокристаллический монитор |
20% |
Черно-белый ЖК монитор
|
1 5 %
|
Цветной жидкокристаллический мони-
|
20 %
|
Приложение 16
(рекомендуемое)
Время работы учеников средних учебных заведений на компьютерах различных типов
Возраст
|
Компьютеры выпуска до 1998 года |
Компьютеры выпуска после 1998г.
|
Компьютеры с Ж К монитором
|
1 класс
|
Запрещено
|
30 мин. в педелю
|
45 мни. в неделю
|
2-3 классы
|
30 мин. в неделю
|
45 мин. в неделю
|
45 мин. в неделю
|
4-6 классы
|
1 час в неделю
|
1 ,5 часа в неделю, но не более 45 мин. в день
|
2 часа в неделю, но не боле 1 часа в день
|
7-9 классы
|
2 часа в неделю
|
2,5 часа в нед., но не более 1 часа в день |
2,5 часа в неделю, но не более 1 часа в день |
10-11 классы
|
4часа в неделю
|
6 часов в неделю, но не более 1 часа в день
|
7 часов в неделю, 1 час в день
|
|
|
|
|
Примечание: Часы укачаны астрономические (не академические)
Приложение 17
(рекомендуемое)
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
ВАРИАНТ 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль па счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль не счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
ВАРИАНТ 3
1.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз па расстояние 25-30 см, на счет 1-4. потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону, и расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.Повторить 1-2 раза.
Приложение 18
(рекомендуемое)
Комплексы упражнений для физкультурных минуток
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ФМ) способствует снятию локального утомления. Но содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
ФНЗКУЛТБТММНУТКА ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ может применяться, когда физкультпаузы по каким-либо причинам выполнить нет возможности.
1. Исходное положение (ип) - основная стойка (о.с.) 1-2 - встать на носки. руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 - дугами в стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - сгонка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз.
Темп быстрый.
3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4 - то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. И.п. - о.с. 1-2 - дугами внутрь два крута руками в лицевой плоскости. 3-4 - то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 - круг-правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и.и. 1-4 - то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
3. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. И.п. - стойка ноги врозь. 1-руки назад. 2-3 руки в стороны и вверх, встать на носки. 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоика ноги врозь, руки согнутые вперед, или вкулаках, 1 - с поворотом туловища налево "удар" правом рукой вперед. 2 - п.п. .1-1 - то же и другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
4. ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. И.п. - руки в стороны. 1-4 - восьмеркообразные движения руками. 5-8 -то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 - три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса. 4. и.п. Повторить 4-6 раза в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п. - о.с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 -руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ:
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклоним» назад.
2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1-мах левой рукой назад. правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 -2 - круг правой рукой начал с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.1 –обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле. 1 • голову наклонить вправо. 2 и.п. 3 - голову наклоним, влево. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК:
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
1. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре последовательных круга руками начал. 5-8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
2. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. И.п. - о.с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1-4 -дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - тыльной стороной кисти па пояс. 1-2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки -вниз потрясти расслабленно. Темп медленный.
З.ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГ0 ПОЯСА РУК
1. И.п. - стойка ноги прочь, руки и стороны, ладони кверху. 1 дугой кверху расслабленно; правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и.п. 3-4 - то же и другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2-4 зигзагообразные движениями руки в стороны. 5-6 - руки вперед. 7-8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 -расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их с крест но перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. Фм для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - о.с. 1 - дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить1' руки -4 и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. -руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 - напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их с стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 -руки расслабленно вниз. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. -о.с. I- правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ:
Физические упражнения мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
1. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
1. И.п. -О.С.-1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и.и. 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и.и. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения газом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
1. И.п. - о.с. 1 - выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1-2 – присел на носках, колени врозь , руки вперед - в стороны 3. встать на правую, мех левой начал, руки вверх. 4 - приставить левую руки вверх вниз и встряхнуть руками. 5-8, то же с махом правой ноги назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользить, вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - н.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. ФМ ДЛЯ СМЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
1. И.п. - руки скрестно перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону. Руки дугами книзу, в стороны. 2 - и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны- 1 – полуприсед на правой, левую логу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и.п. 3-4 - то же- в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 1 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить. 6-8 раз. Темп средний.
4. ФМ ДЛЯ СМЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
1. ИI.п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2. - то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - руки в стороны. 1-2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 -выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стоика ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Приложение 19
(рекомендуемое)
Комплексы упражнений физкультурных пауз.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ФП) - повышает двигательную активность,. стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА I.
1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. I. Исходное положение (и.п.)
основная стойка (о.с.) 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху. 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - п.н. 11овю-рить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1 -3 наклон назад, руки за спину. 3-4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - ноги на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища па-право. 2 -туловище в и.п., руки за голову, поворот туловища налево. 4 - и.п. 5-8-то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п. — руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2- и.п. 3 - присесть, руки вверх. 4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 2
1. Ходьба на месте 20-ЗОс. Темп средний . 1. И.п. - о.с. Руки за голову. 1-2 - встать на носки, прогнуться, отвести, локти назад. 3-4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. 1 - шаг вправо, руки в стороны. 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 - то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон вперед к правой 1 ноге, хлопок в ладони. 2 - и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или па поясе. 1-3 -три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 - переменить положение ног. 5-7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
5. И.п. — стойка ноги врозь пошире. I- с поворотом туловища влево, наклон назад руки назад. 2-3 - сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 - и.п. 5-8 - то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. -- придерживаясь за опору, согнуть правую, захватив рукой за голень 1. вставая на левый носок, мах правой ногой назад , правую руку в сторону назад. 2 - и. п. 3-4 -- то же, по согнуть, левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. - о.с. 1 - руки назад и стороны, ладони наружу, голову наклоним, назад 2 руки вниз голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 3.
Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. - о.с. Правой рукой дугой внутрь. 2 – то же левой и руки вверх, встать па носки. 3-4 - руки дугами в стороны. 1-1.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2- с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 выпрямиться. 4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. П.и. - стоика ноги врозь. 1-3 - руки в стороны, наклон вперед и три размаяшстых поворота туловища в стороны. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п.-о.с. 1-2- присед, колени врозь, руки вперед. 3-4 - встать, правую р\к> вверх, левую :зи голову. 5-8 - то же, но правую за голову. Повторить 6-К)р;',з. Темп медленный
5. И.п. - о.с. 1 - выпад влево, руки в стороны. 2-3 - руки вверх, два пру-.44:пнистых наклона вправо. 4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 4-6 рач. Темп средний.
6. И.п. - правую руку на поясе, левой поддерживаться за опору. I- мах правой ногой вперед. 1 - мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой. Темп средний.
7. И. п. - о.с. 1-2 - правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3-4 ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5-8 то же, оставляя другую ногу назад. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.